Рождественские Чтения
С 23 по 29 января в Москве состоялись XIII Международные Рождественские образовательные чтения. В них приняли участие иерархи, священнослужители и миряне Московского Патриархата и братских поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели, ученые и педагоги из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Рождественские чтения еще раз подтвердили статус крупнейшего церковно-общественного форума.
«Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни», —эти слова стали девизом состоявшегося форума. В них подчеркивается связь образовательной и воспитательной проблематики с острым демографическим кризисом, который сегодня переживает Россия.
Церковно-общественная проблематика доминировала в большинстве выступлений участников Чтений. И это неслучайно. В этом году Рождественские чтения проходили в критический для российского образования период. С 1 января 2005 года вступили в силу поправки к закону «Об образовании», фактически разрушающие традиционную для России систему образования. Юристы Московской Патриархии подчеркивают дискриминационный характер этого закона по отношению к верующим (см. ЦВ № 24, 2004; 1—2, 2005). Однако до последнего времени государственная власть тревогу Церкви отказывалась слышать.
В выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии чтений большое внимание было уделено духовно-нравственным причинам демографического кризиса в России и проблемам семьи. Говоря о разрушении традиционных основ русской жизни, Святейший Патриарх Алексий сказал: «Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству». Для выхода из демографического тупика необходимо соединение усилий Церкви, семьи и государства. Особый акцент в докладе был сделан на необходимости введения «Основ православной культуры».
С докладом о приоритетных направлениях в области образования выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он говорил о «духовной составляющей» образовательного процесса, о различных формах плодотворного сотрудничества возглавляемого им ведомства и Русской Православной Церкви. А.Фурсенко является последовательным сторонником введения в учебных заведениях курса по истории религий. Он считает, что на уроках религиоведения надо дать представление о религии как о «социокультурном феномене», что будет способствовать формированию толерантности и профилактике экстремизма. При этом А.Фурсенко утверждает, что «изучение православия всегда будет играть особую роль в российском образовании», поскольку нельзя забывать об особом вкладе Православной Церкви в историю России.
Несмотря на последнюю ремарку, доклад министра вызвал глубокое разочарование православной общественности, так как он ни слова не сказал о новом законе «Об образовании», фактически предполагающем закрытие всех православных гимназий.
В Обращении участников Рождественских чтений к Президенту РФ и председателям обеих палат парламента выражается серьезная озабоченность по поводу духовно-нравственного и демографического кризиса в России, состояния системы образования и воспитания. В документе содержится обоснование необходимости введения курса «Основы православной культуры» в учебных заведениях, а также настоятельная рекомендация законодательно закрепить меры по всесторонней поддержке православных духовных школ и возобновить деятельность Координационного совета по взаимодействию Московского Патриархата и Министерства образования.
Второй итоговый документ — Обращение форума к клиру, мирянам и чадам Русской Православной Церкви. На новом этапе, когда в основном уже восстановлены храмы и монастыри, главной задачей для людей Церкви является миссионерство, духовное просвещение в самых разных формах. Для этого, говорится в документе, необходимо развивать религиозное образование как важнейший приоритет церковной деятельности. Речь идет о признании за православными школами, гимназиями и детскими садами особого статуса, который должен быть отражен в Уставе Русской Православной Церкви, о развитии единой внутрицерковной системы религиозного образования; о совершенствовании подготовки и финансовой поддержке педагогических кадров для религиозного образования. «Недопустимо, чтобы преподаватели работали на одном энтузиазме», — отмечается в обращении. Предлагается также развивать взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования с государственными образовательными учреждениями; усиливать духовно-просветительскую деятельность в детских домах, приютах, в армии и на флоте; создавать церковные центры поддержки семьи, материнства и детства.
В отчетах секций на заключительном заседании был остро поставлен вопрос о необходимости срочно пересмотреть поправки к Закону «Об образовании», лишающие православные учебные заведения государственного финансирования. Кроме того, было высказано серьезное беспокойство по поводу готовящихся законопроектов о собственности на земельные участки с расположенными на них зданиями, которые прямо затрагивают интересы Церкви.
В 2005 году интерес к Рождественским чтениям значительно вырос, возросло и количество участников (было подано более девяти тысяч заявок, и Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя не смог вместить всех желающих). В работе Чтений участвовали 45 архиереев. Как отметил митрополит Калужский и Боровский Климент, это в два раза больше, чем в прошлом. В рамках Рождественских чтений работало более 70 секций, объединенные в восемь направлений. Продолжение темы на с. 4—5, 7—10
|