№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Ксения Чернега, юрисконсульт Московской Патриархии: Новый закон «Об образовании» ущемляет права верующих

Юрист Московской Патриархии, кандидат юридических наук Ксения Александровна Чернега по просьбе «Церковного вестника» прокомментировала новую редакцию Закона «Об образовании» и рассказала, чем грозят православным учебным заведениям внесенные в закон поправки.

— Ксения Александровна, в Закон «Об образовании» внесено множество изменений, касающихся различных вопросов образовательной деятельности, в том числе и православных учебных заведений. Расскажите об этом подробнее.

— Действительно, 22 августа Президент подписал федеральный закон, вносящий изменения в Закон РФ «Об образовании». Целый ряд изменений касается негосударственной системы образования, а значит, и православных учебных заведений. Дело в том, что в Москве существует правовая база для создания так называемых этнокультурных государственных школ, финансируемых из городского бюджета, в которых может изучаться религия. Но, к сожалению, Русская Православная Церковь не смогла в полной мере воспользоваться этими правовыми возможностями, ими воспользовались другие конфессии, поэтому в Москве на сегодняшний день нет ни одного православного учебного заведения, имеющего государственный статус. То же самое можно сказать и о других регионах. Вот почему изменения, внесенные в Закон «Об образовании», коснувшись негосударственной системы образования, напрямую затронули наши православные школы.

В чем это проявилось? Во-первых, нужно сказать о финансировании аккредитованных негосударственных школ, то есть тех школ, которые получили государственную аккредитацию и имеют право выдавать документы государственного образца, пользоваться печатью с государственным гербом. Согласно прежней редакции закона эти общеобразовательные школы имели право на получение финансирования из госбюджета в рамках реализации образовательной программы. То есть преподавание общеобразовательных предметов, охваченных государственным стандартом —математики, физики, литературы, истории и так далее, —оплачивалось за счет средств государства. Ныне действующая редакция Закона «Об образовании» уже не предусматривает финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных школ. При этом важно иметь в виду, что и запрета на такое финансирование в законе не установлено. Вот почему субъекты РФ, в том числе и Москва, могут предусмотреть в своих законодательных актах в области образования возможность финансирования негосударственных школ. Примером этого как раз и является принятый Московской городской думой закон «О развитии образования в городе Москве». Известно, что недавно было предложено внести изменения в этот закон, и к первому чтению был представлен такой проект, который лишал московские негосударственные учебные заведения права на получение финансирования. Православные школы очень активно боролись за сохранение финансирования и одержали победу. 30 декабря в третьем чтении принят в новой редакции закон «О развитии образования в городе Москве», по которому за негосударственными образовательными заведениями остается право на получение финансирования.

К сожалению, в других регионах нашей страны ситуация развивается иначе. В Московскую Патриархию в последнее время поступает немало звонков из епархий, различных субъектов РФ, где в местное законодательство вносятся как раз обратные изменения. В этой ситуации важно отстаивать свои позиции, пытаться обосновать необходимость наличия в нормах регионального законодательства права негосударственных школ на финансирование.

Второй блок изменений касается изъятия из Закона «Об образовании» норм, предоставляющих негосударственным образовательным учреждениям налоговых льгот. Например, признан утратившим силу пункт 3-й статьи 40-й этого закона, по которому образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, в части предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, освобождаются от уплаты всех видов налогов и платы за землю. Это норма действовала в прежней редакции закона, сейчас она признана утратившей силу. В связи с этим можно ожидать негативных изменений и в налоговом законодательстве.

— А какие виды деятельности можно отнести к разряду предпринимательской, говоря об образовательных учреждениях?

— К предпринимательской относятся издательская, торговая деятельность, если, допустим, реализуется учебная литература, имеется собственное производство, например, выпускаются какие-то учебные принадлежности. Но главное, что в прежней редакции закона образовательная деятельность не относилась к разряду предпринимательской, даже если она осуществлялась на платной основе. Сейчас из Закона «Об образовании» эти нормы изъяты. Тем не менее, в тексте закона имеются некоторые положения, которые по-прежнему позволяют рассматривать платную образовательную деятельность в качестве непредпринимательской. Поэтому образовательная деятельность не подлежит налогообложению, но все иные виды предпринимательской деятельности, осуществляемые негосударственными школами в рамках уставов, подлежат налогообложению.

И еще один блок изменений, о котором важно знать. Новый закон признает утратившим силу пункт 20-й статьи 50-й, содержащий положение о том, что обучающиеся в аккредитованных негосударственных образовательных учреждениях имеют те же льготы, что и обучающие в государственных образовательных учреждениях. О каких льготах идет речь? Во-первых, это льготный проезд. Во-вторых, это право на отсрочку от призыва на военную службу, которое установлено для учащихся государственных и муниципальных высших учебных заведений.

— Получается, что студенты Духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова и других учебных заведений теперь будут призываться в армию в период обучения?

— Да, эта норма закона напрямую касается учащихся вышеперечисленных учебных заведений. Правда, есть одно «но». На сегодняшний день изменения в этой части внесены только в Закон «Об образовании». А если мы возьмем Закон «О воинской обязанности и военной службе», то там норма о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу учащимся аккредитованных негосударственных вузов сохранилась. Но не исключено, что в связи с внесением поправок в Закон «Об образовании» автоматически могут быть внесены аналогичные изменения и в Закон «О воинской обязанности и военной службе». Во всяком случае, база для этого уже создана. 

— Ксения Александровна, ущемляют ли, на ваш взгляд, внесенные поправки права православных учебных заведений?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мне бы хотелось привести две нормы. Одна из них закреплена в Законе РФ «О свободе совести», в статье 3-й которого говорится: «Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями». Иными словами, наш профильный Закон «О свободе совести» все-таки предусматривает обязанность государства оказывать помощь православным школам, которые предоставляют своим учащимся возможность получения общего образования наряду с религиозным компонентом. Хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, религиозное образование может полноценно предоставляться именно в негосударственных школах. В государственных школах всегда возникают сложности в силу закрепленного Конституцией светского характера государства и в силу провозглашенного Законом «Об образовании» светского характера образования в государственных и муниципальных школах. Поэтому в государственной системе образования очень сложно, можно даже сказать, практически невозможно дать ребенку полноценное православное образование. Вот почему получение православного образования возможно лишь в негосударственных школах. И любое наступление на права негосударственных учебных заведений, конечно же, наносит удар прежде всего по православному образованию.

В международных актах свобода образования рассматривается как неотъемлемая, естественная свобода человека наряду со свободой совести, слова и мысли. Мне хотелось бы привести пункт 8-й Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейском сообществе. Мы знаем, что Россия вступила в Совет Европы и для нее эта резолюция не пустой звук. Так вот в пункте 8 сказано, что «школы, организованные на независимых началах, отвечающие необходимым для выдачи аттестатов условиям, признаются на государственном уровне. Окончившие их наделяются теми же правами, что и выпускники государственных школ».  Кроме того, в пункте 9-м Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейском сообществе сказано: «Из права на свободу воспитания логически вытекает обязательство содействовать практическому соблюдению этого права с финансовой точки зрения и предоставлять школам, организованным на независимых началах, дотации, не подвергая дискриминации учредителей, родителей, учеников, персонал, на тех же условиях, что и государственным учебным заведениям». 

Я уверена, в свете процитированных мною документов, что изменения, внесенные в Закон «Об образовании», ущемляют права верующих людей, ущемляют права родителей, которые отдают своих детей в негосударственные православные школы. Это законное право родителей —выбрать образовательное учреждение для своего ребенка. Кто-то хочет отдать ребенка в государственную школу, кто-то сознательно отдает его в негосударственную школу. И каждому должны быть предоставлены равные возможности в реализации своих прав. Нельзя ставить негосударственные школы, в том числе и православные, в такие дискриминационные условия.

Подготовила Светлана Рябкова

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008