№ 16 (293) сентябрь 2004 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Проповедь Глухим

В ДК Свердловского регионального отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) 28 июня в торжественной обстановке открылся семинар «Проповедь православия глухим людям». В его работе приняли участие представители не только российских городов — Москвы, Коломны, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Перми, Казани, Пензы, но и ближнего зарубежья — Минска, Кишинева, Черновцов, Петропавловска. Такая обширная география еще раз убедила и организаторов встречи, и ее гостей в том, что поднятая тема давно назрела и нуждается в решении общими силами.

Своевременность темы подчеркнул в своем приветствии к участникам семинара архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Русская Православная Церковь с неизменной заботой и участием относится к проблемам людей с дефектами слуха и исходит из того, что эти люди столь же, если не в большей степени, нуждаются в благодатном воздействии Слова Божия, что и люди хорошо слышащие».

Приветствие в адрес участников семинара прислал и президент Всероссийского общества глухих (ВОГ) В.Н. Рухледев. Он подчеркнул, что проведение столь представительного форума «будет способствовать совершенствованию православного богослужения с учетом специфических особенностей граждан, имеющих нарушение слуха, объединению общин глухих верующих на необъятной территории нашего многонационального государства, в СНГ и во всем цивилизованном мире, укреплению межрегиональных и международных связей».

Организаторами семинара стали священники и прихожане Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также правление Свердловского регионального отделения ВОГ.

Объясняя, как возникла сама идея такой встречи, священник Екатеринбургской семинарии иеромонах Донат сказал: «Доступность понимания православного богослужения глухими — это реально существующая проблема. Храмы открыты для всех. Но среди приходящих в них немало и тех, для кого не существует мира звуков. Глухие люди понимают друг друга, общаясь на своем языке, в каком бы месте России они не находились. А вот с богослужебными жестами сложнее. Потому что таких жестов было очень мало, и в разных местах одно и то же слово показывали по-разному. Это, конечно, очень усложняло понимание глухими богослужебных текстов. И мы собрались здесь, чтобы попытаться привести эти жесты к какому-то одному знаменателю и помочь глухим людям, живущим в разных частях нашей страны, понимать богослужебные тексты».

«Мне всегда было обидно видеть, как неловко чувствуют себя эти люди среди слышащих. Многое из того, что происходит во время службы, им просто не понятно. Мне так хотелось им помочь», — говорит участница семинара, сурдопереводчик Р.М. Егорушкина. Она была среди тех, кто создавал Екатеринбургскую православную общину глухих и слабослышащих.

Т.И. Кузнецова, много лет возглавлявшая Свердловскую областную организацию ВОГ, оставила этот пост по состоянию здоровья, но так и не смогла оставить проблемы тех людей, которым посвятила свою жизнь: «Обратились ко мне православные священнослужители с просьбой дать им книги по изучению жестового языка. Я предложила им свою помощь в обучении. Так и познакомилась с отцом Донатом и отцом Виссарионом и поняла, насколько искренне готовы эти люди помочь верующим глухим обрести духовный смысл, поддержать и утешить их в трудные дни».

В апреле 2001 года в храме Трех Святителей состоялась первая служба, где на языке жестов служил иеромонах Донат. Он до сих пор вспоминает встречу с Александром Муртазиным, молодым глухим человеком, который натолкнул отца Доната на мысль о создании общины глухих.

Участники семинара с интересом посмотрели слайд-фильм об истории создания Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих, о той  жизни, которую ее прихожане ведут сейчас. Многое напомнило гостям об их собственном опыте.

Протоиерей Иоанн Коржевой из украинского города Черновцы рассказал: «Так получилось, что в детстве я рос среди глухих — своих сверстников и взрослых, однако языка жестов не знал. Уже много лет спустя я столкнулся с одним из своих бывших соседей в церкви и не смог его понять. Значит — не смог помочь... Сурдопереводчики далеко не всегда «удобны» в общении священнослужителя с прихожанином — например, на исповеди. Я понял, что нужно самому изучить язык глухих. И еще один момент убеждает меня в том, что это важно. Недалеко от нас, во Львове, есть православная община глухих. Насчитывала она не так давно почти семьдесят человек, но так и не нашлось священника, который бы ее окормлял. Зато священники, владеющие жестами, нашлись в католическом костеле. И многие люди из православной общины ушли туда».

Шестой год существует православная община глухих и слабослышащих в Минске. Иерей Алексей Климов, настоятель храма, при котором существует община глухих, подчеркнул: «Особенно важно то, что инициативу в ее создании проявили сами прихожане. Долгое время у нас шли богослужения с сурдопереводчиком. Я понял, что для духовного образования членов общины этого все-таки недостаточно. Поэтому решил сам освоить язык жестов. На базе многолетнего московского опыта мы тоже стали переводить богослужения на жесты».

Сурдопереводчик. Слово это звучало в течение семинара много раз. А еще в разговоре кто-то обронил сравнение — «пограничник». От самоотверженности этих людей во многом зависит, насколько открыт мир здоровых людей для тех, кто не слышит. И наоборот — насколько понятна жизнь глухих тем, кто учится, работает, отдыхает в этом огромном «другом» мире. Кому, как не сурдопереводчикам, владеющим обоими языками — речи и жеста, понимать, как важен грамотный, точный перевод. В приобщении неслышащих к вере значение перевода увеличивается многократно. Поэтому и активная, серьезная работа в этой области просто бесценна. На это обратили внимание участников семинара сурдопереводчики А.П. Синичкина из Петропавловска (Казахстан), Д.А. Заварицкий из Санкт-Петербурга.

Как всегда, тесное общение людей, объединенных одним делом, сплоченных одной идеей, укрепляет их веру в правильность избранного пути, в необходимость их деятельности. Это ощущалось в течение всех дней работы семинара. Иерей Димитрий  из Новосибирска завершил свое выступление так: «Мы разъедемся по своим городам, точно зная, что нам делать и как. Знаем, что будет трудно, но мы обязаны идти по этому пути. Надо помнить — мы служим не только Богу, но и людям!»

Еще перед началом семинара я познакомилась с двумя молодыми пермячками — Евгенией Брюховой и Ольгой Троицкой. Обе студентки, одна изучает журналистику, другая — менеджмент. К миру глухих ни та, ни другая отношения не имеют. Точнее не имели. Мое удивление — почему они здесь? — их не смутило. Объяснили, что обе являются членами Пермской православной молодежной организации. Когда им предложили выбрать направление миссионерской деятельности, решили посвятить себя работе с глухими и слабослышащими людьми. Сейчас обе изучают жестовый язык. Возможно, в ближайшем будущем в Перми появится православная община глухих и слабослышащих людей. И возможно, к ее созданию будут иметь отношение Евгения и Ольга. Немалую роль в этом сыграет нынешний семинар.

В заключение несколько слов о том, благодаря кому состоялась эта важная встреча. Большие хлопоты по организации семинара взяла на себя Екатеринбургская православная община глухих и слабослышащих в тесном взаимодействии с руководством Свердловского регионального отделения ВОГ. Всем гостям было обеспечено проживание, питание. Все они с удовольствием знакомились с Екатеринбургом и его достопримечательностями.

Одна из организаторов Тамара Ивановна Кузнецова рассказала: «Мы решили пригласить к нам в Екатеринбург людей, заинтересованных в проповеди православия глухим и слабослышащим. Дали маленькое объявление в журнале ВОГ «В едином строю». К нашей великой радости, на приглашение откликнулись очень многие. Мы надеемся, что число наших единомышленников теперь увеличится».

 

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008