№ 12 (289) июнь 2004 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Всероссийская конференция, посвященная наследию прп. Серафима Саровского

Всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» открылась 15 июня в Москве в президентском зале Президиума Российской академии наук.

Форум, который проходит в рамках празднования 250-летия со дня рождения святого, организован Российской академией наук совместно с Московскими духовными школами, Нижегородской и Курской епархиями Русской Православной Церкви, Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ПСТБИ), а также аппаратами полномочных представителей Президента РФ в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Открывая конференцию, президент РАН Юрий Осипов подчеркнул, что память о русских святых является «мощным консолидирующим фактором» современной общественной жизни. В выступлении Святейшего Патриарха Алексия было отмечено особое место прп. Серафима Саровского в сонме русских святых и  непреходящее значение его наследия для будущего России.
Полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, председатель Оргкомитета по празднованию юбилеев, связанных с именем прп. Серафима Саровского, считает, что юбилейные торжества активизировали сотрудничество Церкви и светской власти; особенно это касается сферы образования, «духовно-нравственной мотивации в экономике» и информационного пространства. С.Кириенко призвал продолжать это сотрудничество не «от юбилея к юбилею», но постоянно.
С приветствием в адрес участников конференции выступил министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Губернатор Курской области Александр Михайлов рассказал о возрождении духовных традиций на Курской земле и о плане юбилейных торжеств, связанных с 250-летием со дня рождения прп. Серафима.
На пленарном заседании прозвучал доклад ректора ПСТБИ протоиерея Владимира Воробьева «Духовно-аскетическая традиция Востока в жизненном подвиге прп. Серафима Саровского». Говоря о прп. Серафиме как о представителе исихастской традиции, о. Владимир напомнил, что святой не советовал христианам брать на себя чрезмерно трудных правил, но, считая молитву особым даром, учил постоянно творить молитву Иисусову. Он также благословлял своих духовных чад на  постоянное чтение Священного Писания и частое причащение. Если вспомнить, что современники святого имели обыкновение причащаться раз в год, то станет понятным, почему проповедь батюшки Серафима стала, как подчеркнул о. Владимир, «началом возрождения евхаристии в Русской Церкви».
Сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой сделал доклад о житии прп. Серафима, рассматривая его разные литературные версии в историческом контексте. Историк рассказал о том, что первое издание жизнеописаний святого Серафима курировал сам святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, но даже ему «не удалось пробить цензуру» того времени, в результате чего наставления прп. Серафима были опубликованы раньше его жизнеописания. Конец XIX века ознаменовался, по словам Н.Лисового, «прорывом « в изучении наследия Саровского чудотворца, что во многом было связано с энергичной деятельностью настоятеля Саровского монастыря архимандрита Рафаила и святителя Серафима (Чичагова), издавшего Серафимо-Дивеескую летопись. К началу ХХ века, когда произошла канонизация прп. Серафима (1903 г.), возникли различные направления в осмыслении жизни и наследия святого: некоторые воспринимали его как представителя «истинной духовной элиты русского народа», другие выделяли в первую очередь державный аспект, считая Саровского старца «связующим звеном между православной монархией и православным народом».
«Прп. Серафим — это то, что мы предъявляем всему западному, отпадшему от православия миру, который глух и слеп к Фаворскому свету Преображения», — отметил Н.Лисовой, говоря о «фаворской линии восприятия» жития преподобного.
Преподаватель Московской духовной академии Алексей Пентковский представил подробный текстологический и источниковедческий анализ наследия прп. Серафима Саровского. В процесс исследования ученый пришел к выводу, что в основе всех вариантов жизнеописания святого лежит рукопись наместника Троицко-Сергиевой лавры архимандрита Антония, в которой впервые были собраны и подготовлены к публикации достоверные сведения о жизни прп. Серафима.
Доклад председателя Гильдии религиозной журналистики Александра Щипкова был посвящен «Отражению церковной проблематики в российских средствах массовой информации». Доклад завершался словами: «Мы не разделяем концепции полной коммерциализации масс-медиа, так как это противоречит нашему христианскому упованию».
В рамках первого дня конференции состоялась презентация новой книги «Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», подготовленной сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева. Издание представил председатель совета Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), член-корреспондент РАН Юрий Воротников, который рассказал о программе РГНФ по поддержке исследований, связанных с церковной историей.
Святейший Патриарх Алексий в перерыве пленарного заседания конференции посетил книжную выставку «Православие и гуманитарные науки России», на стендах которой были представлены более 200 изданий, подготовленных при научной и финансовой поддержке РГНФ за последние годы.
С 16 по 18 июня конференция продолжится в Сарове.

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008