№ 19(272) октябрь 2003 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Отвечает юрист

Специалисты юридической  конторы «Юрсплав» продолжают отвечать на вопросы наших читателей. Сегодня они комментируют особенности законодательства, касающиеся государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи.

Кто же относится к малоимущему населению?

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

По представлению Министерства труда величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за второй квартал 2003 года в расчете на душу населения составляет 2137 рублей, для трудоспособного населения — 2328 рублей, пенсионеров — 1629 рублей, для детей — 2119 рублей.

А величина прожиточного минимума во втором квартале по городу Москве чуть больше и составляет на душу населения 3209 руб. 01 коп., для трудоспособного населения — 3629 руб. 49 коп., для пенсионеров — 2287 руб. 73 коп., для детей — 3031 руб. 76 коп.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации не может быть меньше установленной Министерством труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказания государственной социальной помощи.

При расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число всех членов семьи.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания.

Если гражданин решил обратиться в орган социальной защиты по месту жительства или месту пребывания для оказания социальной помощи, то необходимо предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащей ему или его семье имуществе на праве собственности. Для принятия решения о назначении социальной помощи необходимо учитывать среднегодовой доход всех членов семьи, при этом исходя из данных, что величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размера стипендий, пособий и других социальных выплат. Федеральный Закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 установил, что минимальный размер при исчислении пособий и других социальных выплат на 01.01.2001 год составляет 100 рублей.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении будет направлено заявителю органом социальной защиты населения в письменной форме по его месту жительства или месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения органом социальной защиты населения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления гражданами неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежавших им имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает гражданам в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям граждане могут обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

— денежные выплаты:

1) социальные пособия;

2) субсидии;

3) компенсации;

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Но существуют основания для прекращения оказания государственной социальной помощи, на основании которых граждане обязаны известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем им (их семье) имуществе на праве собственности, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания им (их семье) государственной социальной помощи, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Cвои вопросы вы можете задать по тел.: (095) 915-56-76.

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008