№ 17(270) сентябрь 2003 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

О «Нравственной психологии» священника Анатолия Гармаева

 Святейшего Патриарха председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев вручил руководителю Центра Иринея Лионского А.Л. Дворкину орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
Две основные темы были вынесены на обсуждение собравшихся — учение и практика православного священника Анатолия Гармаева, клирика Волгоградской епархии, автора ряда книг по «нравственной психологии», и духовный характер основных принципов гомеопатической медицины.
Редакция планирует опубликовать основные доклады чтений в ближайших номерах «Церковного вестника».

Руководитель Центра св. Иринея Лионского профессор Александр Дворкин, выступивший главным инициатором проведения чтений, считает, что необходимость дать оценку учению

о. Анатолия давно назрела: священник издал серию книг по «нравственной психологии», основал в Волгоградской епархии Сергиевское духовное училище, где «поначалу преподавались обычные богословские предметы, которые со временем все более заменялись изучением психологической системы о. Анатолия». Александр Дворкин отметил также, что «тревожные свидетельства людей», побывавших в общине о. Анатолия, не позволяют далее откладывать  экспертизу этого явления на предмет наличия в нем признаков тоталитарной секты. Все участники обсуждения — протоиереи Алексий Уминский и Димитрий Смирнов, диакон Михаил Першин — неоднократно подчеркивали, что обсуждается и оценивается не личность о. Анатолия и даже не его непосредственная педагогическая и психологическая деятельность, а именно его теория, получившая в последние годы достаточно широкое распространение в православной среде.

«Глубокое опасение» по поводу содержания этой теории выразил основной докладчик — сотрудник Отдела по работе с молодежью диакон Михаил Першин, проанализировавший наиболее известную книгу о. Анатолия «Психопатический круг в семье». Сам язык этой книги настораживает, считает диакон Михаил, так как автор вводит особую систему терминов и понятий, основанную на смешении психоанализа и аскетики. В антропологии

о. Анатолия докладчик увидел «тень манихейства»: человек расценивается как «продукт родовой жизни, детерминированный родовой психопатией». Диакон Михаил выделил в книге ряд признаков, которые, по его мнению, сближают учение о. Анатолия с сектантскими. Это создание образа врага, коим является мать как «энергетический вампир» (это положение напоминает учение лидера «Богородичного центра» Иоанна Береславского); учение о «печатях» — словесном программировании души ребенка; положение о «всепроникающем энергетическом излучении», в том числе сексуального характера, которое якобы исходит от людей и особенно пагубно воздействует на детские души в больших городах. Этим о. Анатолий обосновывает необходимость «бежать из городов», где «спасение невозможно». Несовместимым с христианством докладчик считает также «неудобоносимые вериги» — массу поведенческих предписаний для последователей о. Анатолия, особенно «бредовую ритуалистику вокруг заповеди «плодитесь и размножайтесь», а также просто опасные для жизни и здоровья положения, вроде осуждения кесарева сечения. Подводя итог, диакон Михаил Першин сделал жесткий вывод, что подобная теория является «псевдоправославной», «дискредитирует» Православную Церковь и «может покалечить людей».

Протоиерей Алексий Уминский, в прошлом школьный учитель, подчеркнул «несомненное личное педагогическое дарование» священика Анатолия Гармаева. Однако своими книгами «он приводит не ко Христу, а только к себе самому», считает о. Алексий. Мышление о. Анатолия «оккультно», его теория представляет собой «тайное эзотерическое учение». Выступавший отметил, что, называя свое учение «христианской педагогикой», православный священник нигде не цитирует Евангелие, а лишь использует свой педагогический талант и духовный сан для «управления людьми». 

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Димитрий Смирнов рассказал о своем многолетнем общении с

о. Анатолием, которого он знал задолго до рукоположения как «обаятельного человека, сильную личность». По мнению о. Димитрия, в основе учения о. Анатолия лежат «его собственные переживания, оформленные как непреложные законы». О. Димитрий уподобил «доморощенную» теорию о. Анатолия «новой исторической хронологии» академика А.Фоменко.

По мнению о. Димитрия, обсуждаемые книги могут служить своеобразным тестом: душевно здоровым людям они недоступны, для них очевидна «мутная бесперспективность» этого учения. Сторонниками и учениками

о. Анатолия становятся люди «вязкого сознания», и в их среде «усугубляется злокачественный психопатологический процесс». Поэтому известный московский протоиерей считает деятельность о. Анатолия «безусловно вредной». Об этом он не раз прямо говорил и самому создателю «нравственной психологии», который «не воспринимает критику в свой адрес». Протоиерей Алексий Уминский также отметил, что его критика уже звучала публично на Рождественских чтениях, и сам о. Анатолий имел возможность на нее отреагировать, однако не воспользовался этой возможностью.

Сам автор «нравственной психологии» на Иринеевских чтениях не присутствовал, но организаторы не раз отмечали, что обсуждается не личность священника, а его учение, широко распространившееся благодаря многочисленными книгам и беседам, поэтому дискуссию нельзя назвать неэтичной.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 8(381) апрель 2008



№ 9 (382) май 2008



№ 10 (383) май 2008



№ 11(384) июнь 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 10 (383) май 2008



№ 9 (382) май 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 3(376) февраль 2008




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008