№ 16(269) август2003 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Кто и как проповедует «Русский ислам»?

 

В последнее время многие издания, пишущие на религиозные темы, все чаще обращаются к исламской тематике. Нередко в публикациях звучит  тревожные, если не сказать панические, нотки. Говорится о якобы стремительной исламизации России, о невиданных успехах исламских миссионеров среди людей православной культуры и будто бы неизбежном столкновении двух цивилизаций в культурном и политическом пространстве России. Некоторые публицисты всерьез полагают, что, если не принять решительных мер по борьбе с «исламской экспансией», то Россию в ближайшее время ожидает трагическая судьба Византийской империи. В результате этой пропаганды «исламская угроза», ранее отодвинутая на задний план агрессией тоталитарных сект, католическим прозелитизмом и проблемами глобализации, в глазах простых верующих постепенно занимает место главного вызова православному христианству. «Церковный вестник» начинает публикацию статей, посвященных  проблемам «русского ислама». Первая из них — о проекте Сергея Градировского. 

На первый взгляд, рост исламофобских настроений у православных публицистов кажется следствием многочисленных терактов, войны в Чечне и постоянно муссируемой СМИ темой «столкновения цивилизаций», однако при ближайшем рассмотрении этой проблемы становится ясно, что основным раздражающими фактором для них оказываются развернутая в интернете агрессивная информационная политика так называемых «русских мусульман» и проект «Русский ислам», неожиданно ставший притчей во языцех. Эти два феномена уже породили столько слухов и легенд, что нуждаются в дополнительных комментариях.

Разрабатывая в 2000 году проект изучения исламского сообщества в Приволжском федеральном округе (ПФО), советник полномочного представителя Президента в ПФО Сергей Градировский, наверное, даже не мог себе представить, что его довольно заурядное детище станет в глазах многих аналитиков ярким свидетельством ваххабитской экспансии в российские органы власти.

Если верить основному рабочему документу аналитической группы Градировского, получившему название «Логика устного доклада», главная цель проекта «Русский ислам» была вполне прагматична и состояла в установлении государственного контроля над ключевыми сферами мусульманской жизни в ПФО (а в перспективе и во всей российской умме) — кадровой политикой, образованием и внешними связями. Для достижения этой цели предлагалось решительно отделить российскую умму от мировой, придав ей ярко выраженный национальный, «русский» (читай — российский) характер. Возможное сопротивление мусульманской элиты предполагалось подавить игрой на внутримусульманских противоречиях, а в будущем ввести в нее новых мусульманских лидеров, просвещенных и полностью лояльных государству выпускников специально созданного для этих целей государственного исламского вуза.

В теории все выглядело красиво и логично, однако практическая реализация проекта оказалась принципиально невозможной. Умудренные опытом мусульманские лидеры, на деле оказавшиеся совсем не такими серыми посредственностями, какими рисовала их «Логика», восприняли инициативы Градировского с плохо скрываемым скепсисом. Многие из них еще не забыли, как в 1999 году неудачные манипуляции с российским исламом закончились отставкой одного высокопоставленного чиновника Администрации Президента.

Вскоре «Логика» и ряд других важных документов проекта по недосмотру или же сознательно просочились в сетевые СМИ. И после этого не замедлил разразиться крупный скандал. Проект Градировского одновременно осудили Центральное духовное управление мусульман России и альтернативный ему Совет муфтиев России, идейный лидер «русских мусульман» Вячеслав-Али Полосин и его непримиримые оппоненты из Союза православных граждан. Их общим девизом стала удачная фраза одного из муфтиев, остроумно заметившего, что автор проекта «Русский ислам» не имеет отношения ни к русским, ни к исламу. В итоге ни один из заметных мусульманских лидеров не поддержал идей Градировского, и даже аппарат полпреда в Приволжском федеральном округе постарался дистанцироваться от столь неоднозначной инициативы, тем более, что новый советник С.В. Кириенко по религиозным вопросам Дмитрий Журавлев проявил себя последовательным противником «Русского ислама». Таким образом, единственный феномен детища Сергея Градировского заключается лишь в его единодушной обструкции. Настолько провальные проекты — редкость даже для богатой на скандалы новейшей истории России.

Безвременно почивший «Русский ислам» оставил в наследство высококачественные полевые исследования жизни приволжских мусульман, фильм об одиозной общине «русских мусульман» Петрозаводска и все еще живую идею организации всероссийского исламского вуза, контролируемого государством. На последнем пункте имеет смысл остановиться подробнее.

В числе мероприятий, рекомендованных Градировским для упрочения государственного контроля над жизнью мусульманского сообщества страны, значилось создание в Московской области общероссийского исламского университета, учебные программы которого были бы тщательно выверены светскими специалистами на предмет лояльности государству. Молодых мусульман предполагалось привлечь в университет дипломами государственного образца и наиболее высоким среди прочих мусульманских вузов рейтингом. В случае успеха такой инициативы государство смогло бы смягчить острую проблему выпускников зарубежных ваххабитских медресе, которые с каждым годом все более активно теснят традиционных мусульман по всем позициям.

Эта идея Сергея Градировского выглядела здраво, однако имела один серьезный недостаток. Как известно, проблемы исламского образования в России связаны не столько с количеством медресе (которых, кстати, значительно больше, чем православных семинарий и академий), сколько с их качеством. В действительности было бы логичнее не создавать новый вуз, а укрепить уже существующие (по меньшей мере три из них претендуют на статус общероссийских). Впрочем, если проект создания общероссийского исламского университета все же будет реализован, преодолев множество законодательных препон, нам стоит только порадоваться за братьев-мусульман — ведь с их помощью Русская Православная Церковь может потребовать и создания финансируемых государством православных университетов.

 

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика