Дело о панно
Верующие студенты РГГУ вынуждены защищать свои права в суде
Вот уже год длится конфликт между администрацией Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и инициативной группой из четырех православных студентов, обучающихся на факультета истории,политологии и права.
Конфликт начался весной 2001 года, когда ребята, не часто бывающие в главном корпусе (их факультет находится на Никольской улице), решили зайти в недавно открывшееся университетское интернет-кафе. Среди деталей модного интерьера их внимание привлекло живописное панно. В центре полотна на светлом фоне выделялись фигуры апостолов. Написаны они были в весьма вольном стиле, однако характерные для иконописи черты делали узнаваемыми лики апостолов Павла, Петра, Иоанна. Боковые части композиции были посвящены персонажам древнеегипетской и античной мифологии. Слева автор изобразил стреляющего из лука фараона на колеснице, древнеегипетского бога Анубиса, покровителя умерших, и надгробную маску Тутанхамона, а справа — Менаду Скопаса в вакхическом опьянении и кариатид портика святилища Эрехтея.
Помимо естественного вопроса о самом факте совмещения всех этих образов в одном произведении, у православных студентов вызвало возмущение само место экспонирования панно с изобра-жением Божиих вестников.
Интернет-кафе РГГУ функционирует не только как предприятие общепита и компьютерный зал, в нем имеется еще и концертная площадка, которая собирает студентов на выступления поп— и рок-групп. При этом панно оказывается частью сценической декорации. Зная характер проводимых здесь мероприятий (на веб-сайте интернет-кафе были выставлены фотографии артистов, запечатленных на фоне святых апостолов в неприличных позах и весьма откровенных костюмах), ребята поняли, что оставить без внимания этот вопиющий факт невозможно. Они решили написать открытое письмо на имя ректора и собрать под ним подписи. Декларируемые университетом демократизм и толерантность делали такой шаг очевидным и оправданным. Под письмом подписывались как верующие, так и неверующие, которые мотивировали свое желание принять участие в акции этическими соображениями. В середине ноября прошлого года письмо было подано ректору Через месяц стало известно, что решение этого вопроса поручено проректору по учебной части В.В. Минаеву В студенческом отделе сообщили, что готовится дискуссия, и члены инициативной группы решили использовать ее для обоснования своей позиции. Они заручились поддержкой старшего научного сотрудника Государственного музея искусств им. А.С. Пушкина О.К. Баташовой, а также декана факультета церковных художеств ПСТБИ протоиерея Александра Салтыкова.
Прошло четыре месяца, а затем студентам сообщили, что дискуссии не будет, и попросили подождать еще немного, поскольку в администрации готовится официальный ответ. Позднее выяснилось, что запросы были действительно разосланы деканам пяти факультетов, но ответ пришел только один — от кафедры всеобщей истории искусств, за подписью зав. кафедры КЛ. Лукичевой и зав. кафедрой арт-дизайна Ф.А. Львовского (кстати, автора панно).
Время шло, но больше ничего не происходило. Члены инициативной группы попытались напомнить о себе администрации еще одним письмом. В ответ — молчание. В апреле уже этого года они попробовали попасть к ректору, но Юрий Николаевич Афанасьев через своего секретаря передал, что не находит возможности для этой встречи.
Ситуация зашла в тупик. Все попытки нормального обсуждения проблемы были исчерпаны. Осталось крайнее средство — суд.
В ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г.) сказано: «Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются». Именно на этот закон и решили опереться студенты при подаче иска.
После этого члены инициативной группы были приглашены на встречу с проректором РГГУ В.В. Минаевым, который заявил ребятам, что у них нет христианского смирения, что ведут они себя как фундаменталисты, и что руководство вуза подчинится только судебному решению по данной проблеме.
Первое заседание, которое должно было состояться 16 июля, было отложено на 8 октября.
В назначенный день судья начала рассмотрение дела, но почти сразу возникла проблема: адвокат РГГУ внезапно заявил, что дает отвод судье. Он мотивировал это тем, что судья — христианка, и следовательно, не может беспристрастно вести это дело. Естественно, судья отклонила отвод, не имевший никакой правовой основы. Однако сама эта выходка послужила затягиванию дела, и процесс, так, по сути, не начавшись, был отложен до 19 ноября.
Можно только гадать, является ли поступок защитника отражением дискриминационной тактики руководства вуза, или же это необдуманное решение было принято самим адвокатом. В любом случае это послужило дискредитации одного из самых престижных вузов столицы.
Марфа ДАВЫДОВА
Заключение богословско-искусствоведческого свидетельствования
(проведено 9 января 2002 г. протоиереем Александром Салтыковым, деканом факультета церковных художеств, заведующим кафедрой истории христианских искусств Православного Свято-Тихоновского богословского института, на основании предъявленных фотографий панно)
Вопросы, поставленные перед экспертом:
1. Что изображено на данных фотографиях?
2. Каков смысл объединения трех сюжетов в одном произведении?
3. Является ли центральное изображение объектом религиозного почитания?
На фотографиях я вижу панно, составленное из изображений разного содержания. Боковые части панно посвящены древнеегипетской и античной мифологии,а центральная часть — изображению апостолов (учеников Христа) из евхаристической композиции. Слева, в египетской композиции, изображен фараон на колеснице, стреляющий из лука. Сзади фараона изображен Анубис (в христианских представлениях — одно из олицетворений дьявола), который как бы направляет фараона. Учитывая историческую вражду язычества к христианству, можно рассматривать эту композицию как выражение таковой вражды: фараон стреляет в апостолов веры Христовой. С правой стороны изображена Менада Скопаса в вакхическом опьянении, что также является отображением нравственного упадка, характерного для античного мира, и враждебности к христианству. Изображение апостолов принадлежит в числу наиболее значимых в культовом отношении христианских литургических композиций. Можно отметить также, что центральная фигура Христа скрыта росписью, но она здесь очевидно подразумевается. Таким образом, демонстрируется враждебное отношение к главному содержанию христианского вероучения. Учитывая появление многочисленных сект и религиозных групп языческого и даже сатанинского толка, использующих именно эту и подобную ей языческую символику, в данной росписи усматривается проявление религиозной вражды и оскорбление религиозных чувств православных христиан. Мы считаем, что здесь помещен объект религиозного почитания с кощунственными целями.
Из заключения искусствоведческой экспертизы,
произведенной 20.12.2001 в отделе графики ГМИ им. А.С. Пушкина старшим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, искусствоведом Ольгой Константиновной Баташовой.
Многочисленные недочеты и слабости произведения объясняются только тем, что автор, видимо, еще не сложился как творческая личность и, опережая собственный внутренний рост, ставит в своем творчестве вопросы, ответ на которые знает пока что только из чужого опыта. Хотелось бы пожелать ему более тщательного исследования и содержательных, и формальных сторон тех культурных пластов, к которым он апеллирует...
Поэтому, видимо, не стоит устраивать художнику аутодафе и негодующе вышвыривать его панно за пределы университетских стен. Этим мы только несправедливо обескуражим автора (может быть, сознательно или бессознательно недалекого от христианской веры) и грубо оттолкнем его от тех идей, которые сами же хотим ему внушить... Способ экспонирования произведения нельзя определить иначе как унижающий замысел автора и оскорбительный для любого небескультурного зрителя. Тем более - зрителя православного. Хотя само панно или какая-либо его часть, безусловно, не могут считаться объектами религиозного почитания (как не считались и не считаются таковыми картины на религиозные сюжеты А.А Иванова, И.Н. Крамского, В.А. Перова или изображение иконы Богоматери, включенное Суриковым в картину «Боярыня Морозова»), однако сами апостолы, безусловно, являются «объектами» религиозного почитания, тем более, что автор изобразил их в формах подчеркнуто иконных, то есть однозначно выражающих молитвенное прославление Церковью учеников Христа. Использование такого изображения в качестве сценического задника кафе есть проявление либо недоброго умысла, либо характерной для нашего времени привычки сперва сделать и лишь потом — думать.
|