№ 13-14(266-267) июль2003 / Чтение

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Наставница отрока Прохора

 

Издательство “Лествица” выпустило в год юбилея работу протоиерея  Сергия Ильина с подробным изложением учения преподобного Серафима о Святом Духе.

В приложении приводятся келейные правила и заповедь инокиням Дивеевского монастыря. Издательство “Форум” переиздало  одно из первых житийных изданий о старце Серафиме, впервые выпущенное в 1863 году.

“Знаете ли вы, кто благословил и наставил на великий подвиг спасения души новоявленного угодника земли Русской, преподобного Серафима?.. Знаете ли вы, кто повелел ему отправиться в Саровскую обитель, дабы, поселившись, искать там молитвенного убежища?..” С этого вопроса начиналась изданная в Киеве в 1911 г. книга священника Владимира Зноско “Рясофорный монах (девица) Досифей — затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник преподобного Серафима Саровского”.

В книге рассказывалось о дивном житии подвижницы, именуемой ныне святой Досифеей Киевской. Рожденная в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных, чьи предки сделались знатными благодаря верной службе святому князю Димитрию Донскому, Дарья — так звали преподобную Досифею в миру — с двухлетнего возраста пребывала в Московском кремлевском женском монастыре Вознесения Господня. Подвизавшаяся здесь бабушка Дарьи, монахиня Порфирия, уговорила родителей девочки, у которой имелись старшие сестры, оставить внучку при ней. Когда через семь лет родные забрали Дарью домой, воспитанная в подвижничестве отроковица не пожелала вести привычную для ее семьи светскую жизнь и мечтала стать инокиней. Когда же спустя шесть лет родственники заговорили о выдаче Дарьи замуж, она тайно ушла из дому.

“Духовный регламент” времен Петра I действовал против Дарьи, и потому она, подражая древним святым — Марии Вифинской (VI в.) и Евфросинии Александрийской (V в.) — переоделась в мужскую одежду, назвала себя мужским именем и отправилась в мужской монастырь. Представившись “беглым крестьянином Досифеем”, Дарья три года трудилась на послушании в Троице-Сергиевой лавре. Узнанная своими родными, которые посетили обитель, Дарья немедленно ушла в Киев, где, получив отказ на прием в Печерскую лавру, поселилась в южных окрестностях города, возле лаврской Китаевской пустыни.  Выкопав здесь для себя отдельную пещеру, Дарья уединилась в затворе. Стяжав дар прозорливости, она наставляла многих мирян и обрела славу “затворника Досифея”.

Во время своего визита в Киев в 1744 г. подвижницу посетила императрица Елизавета Петровна, по приказу которой было исполнено давнее желание “крестьянина Досифея” — пострижение в рясофор. Впоследствии преподобная Досифея переселилась в Лавру, а перед кончиной вернулась в Китаево — в наземный скит. Именно здесь подвижница пророчески указала курскому юноше Прохору Мошнину — будущему преподобному Серафиму — путь в Саров.

Будучи почти ровесницей преподобного Паисия Величковского, святая Досифея вместе с ним возрождала монашеское подвижничество на Руси. Заочно эти угодники Божии высказывались друг о друге с великим уважением.

Так таинственно, в зримых образах, переплелись в житии преподобной Досифеи эпоха святых Печерских и преподобного Сергия с эпохой святых Паисия Величковского и Серафима Саровского. Загадка происхождения преподобной Досифеи раскрылась лишь после кончины подвижницы...

Ныне, в год двух юбилеев — 100-летия со дня прославления преподобного Серафима в лике святых и 10-летия канонизации преподобной Досифеи — книга о. Владимира, который является автором целого ряда житий киевских подвижников XVIIIXIX вв., переиздана вновь. Книга богато иллюстрирована и снабжена редакционными историческими примечаниями и послесловием. Дополняя сведения о. Владимира, они помогают читателю глубже осмыслить узловые моменты жития святой Досифеи, значение ее подвижнического пути, а также более детально познакомиться с историей и святынями Киево-Китаевской пустыни — места трудов и упокоения мощей преподобной, куда сегодня устремляются тысячи паломников.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007



№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006





№ 19 (320) октябрь 2005


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004




№ 18(271) сентябрь 2003


№ 15(268) август2003


№ 13-14(266-267) июль2003



№ 5 (258) Март 2003 г.


№ 12-13 (241-242) июнь 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика