№ 9 (286) май 2004 / Паломничество

Следующая статья...»

Паломничество: История и Современность

 

Музей путешествий и паломничества по святым местам был открыт 17 июня 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Находится он на Крутицком подворье, в подклете храма Воскресения Христова.

По словам основателей музея Виктора Ивановича и Лидии Васильевны Комиссаровых, помещение музея по-своему уникально: оно было построено в 1354 году и является самым древним в Москве полностью сохранившимся сооружением. Известно, что в XVII веке, по пути в ссылку в Пустозерск, в подклети ненадолго был заточен протопоп Аввакум. До сих пор в одном из закоулков музея свисает с невысокого потолка шейная цепь.

Как рассказывает Виктор Иванович Комиссаров, в начале 1990-х годов совместно с подворьем Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря они начали возрождение паломничества на Валаам. Поездки, общение с путешественниками и размышления о целях паломничества постепенно привели к мысли о необходимости создания музея, который мог бы рассказать об истории паломничества, о том, куда и зачем отправлялись наши предки, что они брали с собой в дорогу и что привозили из святых мест.

За 15 лет Виктор Иванович с супругой посетили многие святые места в России и за рубежом. Что-то привозили с собой, чем-то делились другие паломники, многое находили в антикварных магазинах — так собралось около 500 предметов. Из них сложилась замечательная выставка.

«Русский народ был очень благочестив, — начинает экскурсию по выставке Виктор Иванович, — и это подтверждается документами о паломничествах. С наступлением весны множество людей отправлялись поклониться святыням. Основным смыслом паломнических трудов было поклонение святыням, взывание о Царствии Небесном».

Судя по летописным источникам, первым русским, совершившим хождение во Святую Землю в 1062 году, был игумен Киево-Печерской лавры Варлаам. Однако он не написал воспоминаний, в отличие от Иоанна Заточника, который совершил свое знаменитое путешествие в 1106—1108 годах и оставил нам великолепное сочинение под названием «Хождение во Святую Землю русского игумена Даниила». «Хождением» зачитывались многие поколения русских людей. Всего известно 12 таких описаний путешествия в Иерусалим. Летописи говорят также о первой русской путешественнице — преподобной Евфросинии Полоцкой, первой женщине среди русских святых, жившей в XII веке.

К началу ХХ века число паломников в Святую Землю достигало 30 тысяч в год. Большая заслуга в развитии паломничества принадлежит Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорскому православному Палестинскому обществу. Деятельности этого общества посвящен значительный раздел выставки. Здесь собраны такие раритеты, как гравюры XIX века с видом Иерусалима с Елеонской горы и с изображением гроба Господня, плакатный паспорт 1905 года, изданный обществом разговорник для путешественников, письмо паломницы Мелании Петровны Пупыниной, в котором жительница Тамбовской губернии описывает трудности, подстерегавшие паломников в те годы.

Посетив святыни, паломник обязательно привозил домой что-нибудь памятное. В коллекции музея представлены привезенные из Святой Земли кипарисовые кресты конца XIX — начала XX века, перламутровые раковины (одна из них — величиной с ладонь, с изображением Тайной вечери). Паломник, побывавший в Троице-Сергиевой лавре, мог привезти домой двухлитровую бутыль с иконой прп. Сергия Радонежского и Богородицы внутри — монахи собирали их пинцетом через узкое горлышко прямо внутри бутылки; из других мест — пузыречки для освященного масла и святой воды с оттисками образов святых. Например, бутылочку 1903 года с надписью «Вода из источника прп. Серафима Саровского».

До революции все школьники изучали предмет «родиноведение», и в специальном разделе музея собраны вещи, относящиеся к детским путешествиям и учебе. Далее можно увидеть старинные письма с Афона, камень с Синая, предметы из Валаама, Соловков и других монастырей. Осматривая выставку, невольно проникаешься настроением тех паломников, для которых путь к заветным святыням был действительно подвигом. Об этом говорят много пережившие и видавшие виды котомки и чемоданы, походные вещи. Завершает выставку собрание книг, посвященных паломничествам.

Музейная экспозиция постоянно пополняется, готовятся к открытию новые разделы. Несомненно интересным будет материал о паломничествах, которые продолжали совершаться в годы советской власти. Уже готовы экспонаты, освещающие Великорецкий крестный ход 1400 года (этот крестный ход состоялся после обретения на реке Великой чудотворного образа Святителя Николая), — это лишь часть экспозиции, посвященной крестным ходам.

В последние годы паломничество возрождается, тысячи людей посещают памятные места, прославленные подвигами святых. Но Музей паломнических путешествий будет интересно посетить как постоянным участникам паломнических туров, так и тем, кто не имеет возможности ездить по святым местам.

Следующая статья...»

№ 11 (240) июнь 2002


№ 4 (257) февраль 2003 года.


№ 13-14(266-267) июль2003


№ 15(268) август2003


№ 16(269) август2003


№ 6 (283) март 2004


№ 9 (286) май 2004
Паломничество: История и Современность


№ 12 (289) июнь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 7 (332) апрель 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004




№ 13-14(266-267) июль2003




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008