№ 13-14(266-267) июль2003 / Паломничество

Следующая статья...»

По святым местам Сарова

 

Пещеры

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самому раннему периоду его истории. Их начал копать еще Первоначальник обители Иоанн в то время, когда он уединенно жил на Старом Городище. Пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. В 1709 году в подземельях была устроена церковь, которая сохранилась до нашего времени. Храм невелик: максимальные размеры его 9 х 6 метров, свод поддерживается четырьмя колоннами, более метра в поперечнике каждая.

В начале XVIII века разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями. Митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, 30 мая 1711 года. Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом. Церковь в пещерах освятили в честь Антония, Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских.

Однако служба в подземной церкви продолжалась недолго. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. На долгие годы церковь стала бездействующей (службы прекратились уже в 1730-х годах).

В 1778 году пещеры и пещерная церковь были отремонтированы. В числе вкладчиков на возобновление церкви был Николай Афанасьевич Радищев, отец писателя. После ремонта церковь была освящена 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872—1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой — 2,1 м. Служба в церкви проводилась лишь раз в году — в день памяти собора Киево-Печерских святых.

Пещеры служили в основном для экскурсионных целей и просуществовали до создания Ядерного центра. В 1950-х годах вход в них засыпали землей, и постепенно пещеры и все, что с ними связано, стало отходить в область преданий. В 1992 году вход в подземелья был вновь найден, пещеры и подземная церковь стали доступны для изучения и реставрации.

Существовало множество легенд, связанных с Саровскими пещерами. После закрытия монастыря стали распространяться слухи, что протяженность подземных ходов на самом деле гораздо длиннее: молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). В настоящее время раскопки подземного комплекса продолжаются. Сегодня можно сказать, что многоуровневая система ходов охватывает практически всю площадь монастыря.

Подземелья Саровской пустыни — самое древнее, что осталось от монастырских времен. Сегодня они имеют статус памятника архитектуры федерального значения и охраняются государством. В июле 2003 года в пещерном храме смонтирован уникальный чугунный иконостас.

 

Дальняя Пустынька

В четырех километрах от монастыря вверх по течению реки Саровки располагается одно из святых мест, которое связано с именем преподобного Серафима.

Сразу после смерти настоятеля монастыря иеромонаха Пахомия отец Серафим попросил вновь назначенного настоятеля Исайю благословить его на пустынное жительство, дабы не смущать братию тяжестью подвигов, к которым он был готов. 16 лет прожил о. Серафим уединенно в небольшой избушке на берегу Саровки. Тысячу ночей он простоял в молитве на камне в лесу, а днем продолжал подвиг столпничества в своей келье. Здесь, на Дальней пустыньке, крестьяне села Кременки, движимые слухами о богатствах монаха-отшельника, часто навещаемого паломниками, одажды жестоко избили его. Безнадежно больной, батюшка Серафим быстро пошел на поправку после посещения его Богородицей. Однако с тех пор он уже не мог ходить, не сгибаясь — сказывалась травма позвоночника.

После смерти о. Серафима дивеевские сестры перенесли эту келью в монастырь.

К Саровским торжествам 1903 года, посвященным прославлению о. Серафима в лике святых, Дальняя пустынька была восстановлена и место, где она стояла, благоустроено. К этой вновь поставленной келье приезжал император Николай II со своей семьей.

После закрытия монастыря место пришло в запустение, все было разрушено. Но люди помнили его и продолжали приходить на Дальнюю пустыньку, несмотря на запреты властей.

В 1990 году на этом месте членами исторического объединения “Саровская пустынь” была поставлена деревянная часовня.

В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу. Городские власти помогли благоустроить это место.

В 2000 году на Дальней пустыньке стараниями руководства Российского федерального ядерного центра, местного прихода и благотворителей была построена каменная часовня с навесом, предохраняющим от дождя. В летнее время в ней еженедельно совершаются богослужения.

 

Ближняя Пустынька

Между Дальней пустынькой и монастырем располагалась Ближняя пустынька преподобного Серафима. Она стояла на горе над речкой Саровкой. После смерти преподобного это было самое посещаемое место в районе Саровского монастыря, поскольку здесь находился источник преподобного Серафима, а впоследствии была сделана и купальня. Именно сюда стремились попасть паломники со всей России.

В 1825 году преподобный Серафим Саровский по велению Пресвятой Девы Марии, явившейся ему здесь же, на Ближней пустыньке, вышел из затвора. Возвращаясь в монастырь из Дальней пустыньки вдоль Саровки, он остановился у Богословского родника. Этот родник назывался так потому, что рядом с ним стоял крест с иконой св. ап. Иоанна Богослова. Возле родника пустовала келья умершего незадолго перед этим отшельника Дорофея. Келья на Ближней пустыньке была маленькая, у нее даже не было дверей, поэтому внутрь нее приходилось вползать. Через некоторое время о. Серафиму срубили новую келью, которая была чуть больше, имела окна и двери.

Вся предыдущая жизнь преподобного Серафима была направлена на очищение своей души от страстей и обучение ее “стяжанию Духа мирного”. К батюшке Серафиму стали приходить люди, и с каждым днем их становилось все больше и больше. Слава о великом подвижнике разнеслась по всей России. Легенды говорят, что к нему приходило в день до двух тысяч человек.

После смерти преподобного Серафима Саровского слава его и этого места возросла многократно. К Ближней пустыньке шли люди в ожидании чуда. Они шли за святой водой и купались в источнике.

К моменту канонизации преподобного Серафима Саровского над источником была сооружена часовня. Под горой, где стекала воды источника, сделали купальню. Вначале она была небольшая, деревянная, а после торжеств 1903 года было выстроено большое каменное здание. В купальне было четыре отделения для разных сословий. Каждый приходящий мог искупаться под ледяной струей источника, который к этому времени стали называть Серафимовским.

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Через несколько лет чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. Со временем видимые обозначения Ближней пустыньки на местности были утеряны.

В 1991 году члены исторического объединения “Саровская пустынь” начали поиски этого святого места. По свидетельствам очевидцев, купальня находилась на территории нынешней зоны отдыха горожан, на берегу пруда, который образовался в результате строительства плотины на реке Саровке. В результате проведенных раскопок место купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол был выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом.

Но денег на восстановление Ближней пустыньки не нашлось. Со временем от стен и полов купальни стали откалывать плитку и кафель. Пришлось снова засыпать фундамент купальни землей до лучших времен.

Возле автомагистрали напротив места Ближней пустыньки  был поставлен большой деревянный крест. Рядом с крестом городские власти поставили памятный камень.

 

Место Моления Преподобного Серафима на Камне

В лесу, по дороге от монастыря к Дальней пустыньке, преподобный Серафим нашел большой камень. На нем, перед иконой Святой Троицы, закрепленной на дереве, он молился в течение 1000 ночей. Днем Серафим продолжал свой подвиг на малом камне, который находился у него в келье на Дальней пустыньке.

После смерти старца Серафима дивеевские монахини с помощью огня и воды раскололи большой камень на части. Его осколки хранятся в храмах и благочестивых семьях по всей России и за ее пределами.

К Саровским торжествам 1903 года был установлен камень, похожий на прежний Серафимов — предположительно на том же месте, где находился первый.

Во времена советской власти часовни были разрушены, а камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером. Но само место сохранилось до наших дней благодаря приходившим сюда помолиться верующим.

В 1990 году возникла идея восстановить место моления Серафима на камне. В лесу нашли похожий камень, и члены исторического объединения обратились к строителям города с просьбой помочь перевезти этот камень на место моления батюшки Серафима.

Чтобы вывезти камень, строителям пришлось насыпать в лесу дорогу для подъезда подъемного крана и грузовика. Несмотря на трудности, камень был доставлен на место. Удивительным оказался факт, что под большим валуном лежал другой, поменьше, красного цвета. Его тоже забрали. И каково же было удивление, когда со временем стало известно, что в своей келье старец Серафим молился на малом камне красного цвета. Сейчас этот камень красного цвета лежит на месте кельи старца Серафима на Дальней пустыньке.

В 1992 году над камнем, где молился преподобный старец ночью, установлены деревянные сень и поклонный крест.

 

Храм Преподобного Серафима Саровского

Храм заложен в 1897 году (архитектор А.С. Каминский), за несколько лет до канонизации прп. Серафима, и был свидетельством глубокого почитания саровского старца. Первоначально храм предполагалось посвятить Живоначальной Троице. Его строительство велось над кельей, где последние годы жил преподобный, поэтому у храма было другое название — Храм над кельей Серафима Саровского. Освящен он был сразу после канонизации преподобного в 1903 году, и это был первый в мире храм, освященный в честь преподобного Серафима. Келья отца Серафима, как драгоценное сокровище, находилась внутри храма. Ее можно было обойти с трех сторон и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней шатровую главу с крестом. Она стала походить на часовню.

С 1949 по 2002 год в храме размещался театр. Келья Серафима Саровского была разрушена, однако ее фундамент сохранился. К 100-летию канонизации преподобного Серафима храм был полностью восстановлен и расписан. Полностью восстановлена и келья преподобного в трапезной части храма.

 

Храм Иоанна Предтечи

Это здание отличалось от других монастырских храмов тем, что оно было построено вне пределов монастыря — не на Саровском холме, а у его северного подножия, на специально сооруженном высоком подклете. Особенностью храма было то, что он стоял прямо над источником, бившим тогда из-под земли. Его так и называли: храм над колодцем Первоначальника.

Строительство небольшой одноглавой церкви было начато в 1747 году. Эта церковь просуществовала около 70 лет. В 1812 году была сооружена каменная лестница к этому храму, спускавшаяся по крутому северному откосу холма. А в 1821 году здание было разобрано, и на этом же месте началось строительство новой, уже пятиглавой, каменной церкви Иоанна Предтечи.

В ней было устроено три престола: главный, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и два дополнительных, посвященных апостолам Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Главный престол храма был освящен 19 июня 1827 года. Пятиглавая церковь, украшенная лепниной и колоннами, была выполнена в стиле классицизма. От монастыря к церкви вела белая широкая лестница. В подклете здания был сооружен каменный бассейн, в который поступала вода из источника.

После закрытия Саровского монастыря храм пришел в запустение. Церковная убранство было разворовано, храм обезглавлен. В 1930-е годы в монастыре была исправительно-трудовая колония, и в здании бывшего храма располагалась мастерская по изготовлению деревянных игрушек. Согласно принятой в те годы нумерации, здание стало называться “корпус 41”. В конце тридцатых годов бывшее церковное здание некоторое время использовалось в качестве жилого. Были прорублены окна, установлены перекрытия. Позднее в нем было одно из общежитий местного машиностроительного завода.

В июне 1950 года здесь открылась гостиница для инженерно-технических работников КБ-11, затем служба контрольно-измерительных приборов ВНИИЭФ и другие службы института.

В начале 50-х годов, в связи с прокладкой улицы Сталина (ныне проспект Мира), была закопана существовавшая более 170 лет величественная каменная лестница к храму.

15 июля 1999 года храм был возвращен Нижегородской епархии, а 25 марта 2000 года в нижней части храма был завешен ремонт и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил освящение нижнего придела. К торжествами 2003 года фасады Предтеченского храма полностью восстановлены.

 

Храм Всех Святых

В начале 1832 года игумен Нифонт написал обращение к благодетелям — жертвователям Саровского монастыря с просьбой о сборе средств на строительство около монастыря небольшой каменной церкви во имя Всех Святых и создание при ней кладбища для погребения как усопших обитателей монастыря, так и странников, бедных богомольцев, окончивших жизнь в Саровской пустыни. На это обращение тогда откликнулось немало богатых людей из разных городов России.

Строительство церкви началось в 1832 году и закончилось спустя полтора года. Освящение ее состоялось 3 июля 1834 года. К западу от церкви было устроено кладбище, получившее название Всехсвятского. После закрытия монастыря в здании церкви в разные годы были магазин, столовая, ресторан и хозяйственный магазин.

В 1992 году ВНИИЭФ передал этот храм первой православной общине города. 6 июня 1993 года церковь была освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем, и в ней совершаются регулярные богослужения.

Фото — Сергей Чапнин. При подготовке материала использована книга “Саров — Дивеево. Путеводитель” (2001 г.), подготовленная участниками исторического объединения “Саровская пустынь”.

 

Следующая статья...»

№ 11 (240) июнь 2002


№ 4 (257) февраль 2003 года.


№ 13-14(266-267) июль2003
По святым местам Сарова


№ 15(268) август2003


№ 16(269) август2003


№ 6 (283) март 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 12 (289) июнь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 7 (332) апрель 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004




№ 13-14(266-267) июль2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика