№ 5 (258) Март 2003 г. / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II:МЫ ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ НА УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛЕ УСТАНОВИЛСЯ ЦЕРКОВНЫЙ МИР

— Ваше Святейшество, каков сегодня статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата?

— Украинская Православная Церковь имеет фактически полную независимость, которая закреплена в целом ряде документов. В частности, об этом говорится в дарованном Украинской Церкви Томосе 1990 года, а также в решениях Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, в том числе последнего Архиерейского Собора, состоявшегося в августе 2000 года. Эти документы не содержат каких-либо двусмысленностей и четко определяют статус Украинской Православной Церкви как самостоятельной и независимой в управлении. Эта самостоятельность распространяется на каноническую, богослужебную, хозяйственную, финансовую, духовно-образовательную сферы внутренней жизни Церкви. Церковь имеет свой Синод и соответствующие синодальные органы. В ней регулярно собираются Архиерейские Соборы. Она также вправе вести внешнюю деятельность, для чего в ней существует Отдел внешних церковных связей.

— В некоторых СМИ можно встретить утверждения, что УПЦ перечисляет свои финансовые средства в Московскую Патриархию.

— К сожалению, вопрос о якобы имеющих место денежных отчислениях Украинской Православной Церкви в бюджет Русской Православной Церкви стал на Украине предметом спекуляций в кругах, недружественных по отношению к каноническому православию. Между тем, подобные утверждения не имеют под собой никакой почвы.

Украинская Православная Церковь не производит никаких отчислений в бюджет Русской Православной Церкви и имеет полную экономическую независимость. Мы прекрасно осознаем, что Украинская Православная Церковь сама нуждается в больших средствах, так как на Украине сегодня строится и восстанавливается множество храмов и монастырей, ведется активная социальная работа, что требует от Церкви больших затрат.

— Каким Московский Патриархат видит путь преодоления расколов в украинском православии?

— Русская Православная Церковь с огромной болью воспринимает те разделения между православными, которые существуют на Украине. Мы искренне желаем, чтобы на украинской земле наконец установился церковный мир, которого здесь нет вот уже более десяти лет.

Многовековая традиция Церкви выработала множество средств уврачевания расколов. Однако ни одно из них не может быть действенным, пока сами раскольники не осознают своего греха перед Церковью. Церковь же, подобно чадолюбивой матери, всегда держит свои объятия отверстыми.

— Какова точка зрения Московского Патриархата на нынешнюю Украинскую Автокефальную Православную Церковь и возможность диалога с нею?

— Русская Православная Церковь не признает так называемую “Украинскую автокефальную православную церковь” в качестве канонической и не имеет с ней общения. Позицию нашей Церкви поддерживает вся полнота Вселенского Православия. Последний тому пример — отказ Блаженнейшего Патриарха Александрийского Петра признать в качестве канонического епископа Игоря Исиченко, который посетил недавно с частным визитом Египет и как простой паломник имел встречу с Александрийским Патриархом. Блаженнейший Петр, насколько нам известно, посоветовал Игорю Исиченко с покаянием вернуться в лоно Украинской Православной Церкви. Такова и наша позиция по данному вопросу. Что касается заявлений некоторых деятелей этой “церкви” о признании ее другими Поместными Церквами, в том числе Константинопольской, то это неправда, о чем неоднократно и недвусмысленно заявляли Главы этих Церквей.

— В каком состоянии находится диалог между Украинской Православной Церковью и греко-католиками?

— На сегодняшний день пока рано говорить о прекращении конфликта, несмотря на отсутствие явных столкновений между православными и униатами. Ситуация такова, что православные верующие Западной Украины находятся в положении гонимого меньшинства, причем такой статус кво вполне устраивает и руководство Украинской греко-католической церкви, и местные власти. Доказательством доброй воли Украинской Православной Церкви, ее открытости к переговорам является решение ее Синода от 17 апреля 2000 года об образовании консультативной группы для участия в двусторонней комиссии по диалогу между двумя Церквами. Предложение о создании такой группы поступило со стороны греко-католиков. Однако никаких ощутимых результатов работы комиссии не наблюдается. В этом и состоит основная проблема нашего диалога с греко-католиками — он должен приносить реальные плоды, а не представлять собой лишь декларацию благих пожеланий. Несмотря на все примиренческие заявления греко-католиков, положение православных в Западной Украине продолжает оставаться неудовлетворительным. Целью межконфессионального диалога должно быть коренное изменение этой ситуации к лучшему.

— Каково отношение Московского Патриархата к Львовскому Собору 1946 года, на котором было принято решение о ликвидации унии и воссоединении с Православной Церковью?

— Мы считаем, что решение Львовского Собора 1946 года о воссоединении украинских греко-католиков с Матерью — Православной Церковью стало закономерным результатом стремления верующих преодолеть последствия пагубного разделения, возникшего после подписания Брестской унии 1596 года, навязанной народу силой. В ХIХ веке были “воссоединены любовью” с православием униаты Белоруссии, Подолья и Волыни. В западно-украинских землях на протяжении многих десятилетий шел процесс стихийного возвращения в лоно Матери-Церкви многих храмов и приходов. В Православную Церковь возвращались целыми селениями. Львовский Собор лишь юридически оформил то, к чему имели сердечную склонность многие священнослужители и миряне Украинской греко-католической церкви.

Русская Православная Церковь не приемлет заявлений, ставящих под сомнение каноничность Львовского Собора и его результаты. Мы убеждены, что несомненная трагичность обстоятельств, при которых созывался Собор, не дает оснований для пересмотра его итогов, ибо трагично было не только то время, но и вся история унии в Украине.

— Каково отношение Русской Православной Церкви к желанию греко-католиков перенести кафедру Украинской греко-католической Церкви из Львова в Киев и учредить греко-католический патриархат?

— Мы считаем, что в подобных планах кроется угроза эскалации конфликта между православными и греко-католиками на Украине. В этом намерении руководства греко-католической церкви мы видим попытку любой ценой распространить свое влияние на ту часть Украины, где преобладающим вероисповеданием традиционно является православие, а греко-католическое присутствие чрезвычайно мало.

Следует отметить, что православные составляют подавляющее большинство верующих во всей Украине. Греко-католическая церковь является локальным явлением, доминирующим лишь в нескольких областях на западе страны. Как было сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года, “жители Юга и Востока Украины всегда твердо стояли за православную веру. Попытки латинизировать их или насадить унию неизменно терпели крах”. Излишне напоминать о том, что данный регион никогда не имел греко-католического епископата.

В этом смысле претензии греко-католиков на некий общенациональный статус, что, помимо прочего, выражается в планах перенесения кафедры из Львова в Киев, представляются довольно абсурдными. В желании греко-католиков приобрести для себя статус патриархата мы также видим попытки противопоставить себя православию. Появление на Украине униатского “Киевского патриархата” приведет к дальнейшей дестабилизации и без того сложных межконфессиональных отношений в стране. Нужно всегда помнить, что мы несем ответственность за каждый свой шаг перед Богом и историей. Если сейчас греко-католическая церковь поддастся реваншистским настроениям и начнет добиваться “общеукраинского статуса”, то последствия этого могут самым печальным образом сказаться на всем комплексе православно-католических отношений в мире.

— На каком уровне должен вестись диалог о проблемах отношений между православными и греко-католиками: Киев — Львов? Москва — Киев? Москва — Рим? И кому следует вести подобный диалог: Патриарху Московскому и всея Руси или Митрополиту Киевскому и всея Украины?

— Мне представляется, что в создавшейся ситуации разумным было бы вести переговоры на двух уровнях. Прежде всего, на уровне Москва — Рим, потому что Ватикану не следует снимать с себя ответственность за политику, которую ведут украинские греко-католики, находящиеся в его юрисдикции. Как мы помним, на встрече представителей Русской Православной Церкви и Ватикана в Москве 14-15 января 1998 года католическая сторона заявила, что фактически бессильна что-либо сделать для воздействия на конфликтную ситуацию на Украине. Но мы считаем, что Рим просто обязан на нее повлиять.

Вторым уровнем, безусловно, должен быть непосредственный диалог между представителями Украинской Православной Церкви и Украинской греко-католической церкви при возможном участии наблюдателей из Москвы и Рима. На уже упоминавшейся встрече в Москве стороны пришли к мысли о том, что “украинскую проблему” можно решить на самой Украине при участии всех заинтересованных сторон. Первые практические шаги в этом направлении были сделаны после встречи в Бари, когда в начале 1998 года в Украинской Православной Церкви и Украинской греко-католической церкви были созданы рабочие группы для ведения переговорного процесса, а в конце июня — начале июля состоялась встреча представителей этих Церквей в Вене. Невзирая на достигнутые определенные положительные договоренности, эта встреча была фактически сорвана греко-католиками, которые отказались от совместной пресс-конференции по ее итогам.

Таким образом, нужна твердая воля обеих сторон для ведения диалога, приносящего реальные плоды. Ей должна сопутствовать готовность изменить ситуацию к общей пользе всех участников диалога, а не сохранять статус кво, выгодный лишь одной стороне.

— Как Московский Патриархат относится к возможности дарования УПЦ автокефалии?

— Русская Православная Церковь, занимая ту или иную позицию, руководствуется прежде всего нуждами народа Божия. Украинский вопрос здесь не исключение. Если иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне Украинской Православной Церкви пожелают иметь автокефалию и будут единомысленны в таком желании, Русская Православная Церковь будет готова пойти навстречу воле народа Божия и его пастырей. Пока же изменения в настоящем статусе Украинской Православной Церкви могут привести лишь к новым разделениям, которые принесут дополнительные страдания и Церкви, и народу Украины в целом.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (261) Апрель 2003 г.




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008