№ 1-2 (350-351) январь 2007 / Патриарх

«..Предыдущая статья

Обращение Святейшего Патриарха Алексия

О преподавании в московских школах основ православной культуры
С каждым днем все более актуальным становится вопрос преподавания в школах основ православной культуры.
В Российской Федерации в настоящее время признается идеологическое многообразие, запрещается установление обязательной, или государственной, идеологии или религии, гарантированы свобода совести и равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Это обусловило принципиальные изменения в организации, содержании и методах изучения религий в государственной и муниципальной системе образования, по сравнению с теми, что имелись в советском атеистическом государстве.
Демократический характер современного государства предполагает учет мировоззренческих и культурных особенностей разных социальных групп российского общества. В частности, религиозная часть российского общества также имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования.
В последнее время в различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религий, распространенных в российском обществе — православия, ислама, иудаизма и ряда других, на соответствующей религиозной мировоззренческой основе. В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что эти религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России и общенациональной российской культуры. Приобщение детей к истории и традициям этих религий рассматривается религиозной частью россиян в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также нравственного развития и формирования личности ребенка.
В то же время другая часть российского общества ощущает потребность в том, чтобы их дети осваивали знания о религии в государственной и муниципальной школе на основе нерелигиозных философских мировоззренческих подходов, формировали свою мировоззренческую и культурную идентичность и нравственные убеждения вне религиозных мировоззрений и традиций.
Следует понимать, что усилия, предпринимаемые Русской Православной Церковью в сфере образования, необходимы не только для упорядочения активно развивающейся практики изучения в общеобразовательных учреждениях учебных курсов по истории и культуре Православия, но и для обеспечения свободы совести всех участников образовательного процесса. Кроме того, это необходимо для сохранения и укрепления гражданского согласия в российском обществе на основе гражданского равноправия, взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
В 2002 году было разработано, выпущено и используется в практике «Примерное содержание образования по учебному предмету “православная культура”». Об этом подробно говорится в приложении к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 года (№14-52-876 ин/16). Наименование «примерное содержание» соответствовало месту данного учебного предмета в учебном плане как курса по выбору, в рамках регионального компонента или компонента образовательного учреждения. Этот материал был подготовлен рабочей группой, созданной в Министерстве образования Российской Федерации с участием специалистов ведущих научных центров и представителей Русской Православной Церкви, и официально согласован с Русской Православной Церковью. Для учебного предмета «православная культура» в составе новой образовательной области «духовно-нравственная культура» в федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений данный материал принимается в качестве образовательного стандарта.
Несмотря на это, в последнее время в различных средствах массовой информации высказываются опасения в связи с началом преподавания во многих общеобразовательных школах России учебной дисциплины «основы православной культуры». Поражает тревога противников этой инновации, связанная с якобы грозящей российскому обществу потерей «светского характера» всеобщего школьного образования и уклонением его в клерикализм. Странным кажется то, что, отстаивая тезис о религиозной неангажированности российской школы, наши оппоненты не предлагают обратиться к европейскому опыту, как это обычно делается в подобных ситуациях.
Дело в том, что в школах и гимназиях многих европейских государств ведется преподавание не только основ христианства как культурологического предмета, что, собственно, предлагаем и мы, но и вероучительных дисциплин, в соответствии с многовековой практикой Католической и протестантских Церквей. Во многих регионах России, в пределах ряда епархий Русской Православной Церкви, введение в сетку школьного расписания предметов, знакомящих детей с богатством православной культуры, не вызывает опасения ни у учителей, ни у родителей. Более того, многие ученые-педагоги и учителя-практики давно осознали необходимость такого расширения школьной программы и делают все от них зависящее, чтобы подрастающее поколение не было невежественным в вопросах, связанных с великим наследием христианства, подобно прежнему, «атеистическому» поколению.
Однако в этом отношении Москва остается на образовательной карте нашей страны своеобразной «точкой мерзлоты». Некоторые стражи «светского характера школьного образования» буквально насмерть стоят, не допуская преподавания основ православной культуры в московских школах. Столичный департамент образования словно не знает о целом ряде документов, разработанных Министерством образования и науки РФ совместно с Российской академией образования в связи с введением учебного предмета «православная культура» уже несколько лет назад. Надеемся, что такое положение не будет сохраняться вечно, а заявления некоторых московских ответственных чиновников сферы образования о том, что «основы православной культуры нужно изучать лишь в православных учебных заведениях», пополнят копилку словесных атеистических курьезов советского времени.
В связи с этим трудно переоценить значение решения, принятого Общественной Палатой Российской Федерации 30 ноября 2006 года, которым Министерству образования РФ рекомендовано внести предмет «основы православной культуры» в сетку общеобразовательных предметов. Таким образом, голос Церкви в этом вопросе был услышан, что не может не вызывать у нас чувства удовлетворения, но в то же время должно подвигать нас к дальнейшему отстаиванию интересов Церкви перед лицом государства.
Вместе с тем нам следует высказать серьезные опасения относительно насаждения псевдосвобод в некоторых государственных образовательных учреждениях Москвы. Не раз нами говорилось о недопустимости своевольного введения в школьные курсы тем, относящихся к сокровенной, интимной стороне жизни человека, обсуждение которых невозможно не только в детской аудитории. Отсутствие моральных ограничений и вседозволенность делают ребенка легкой добычей для тех, кто хочет заработать на искусно культивируемых страстях и пороках людей, не стремящихся к духовному совершенству и не знакомых даже с основами православной аскетики.
В ряде московских государственных школ в прошлом учебном году через администрацию распространялись бесплатные приглашения в так называемые торгово-развлекательные центры. Причем такие «мероприятия» проводились в учебное время, а поездки на специальных бесплатных автобусах, подаваемых прямо к школьному крыльцу, заканчивались в залах игровых автоматов. При этом школьники получали от устроителей такой странной для системы образования формы организации детского досуга бесплатный билет на начало игры с «однорукими бандитами», а затем уже имели возможность продолжить ее за деньги. К сожалению, такие факты не единичны, а вот высказываний против них не слышно. Молчит по этому поводу и наша церковная общественность, хотя квалифицировать организацию такого рода мероприятий не так уж и сложно.

О церковных зданиях и землевладениях
К разряду первоочередных и самых важных задач, связанных с имущественным статусом Русской Православной Церкви, относится оформление земельных участков, на которых находятся храмовые и монастырские комплексы, а также строений, их составляющих, в церковную собственность.
На протяжении столетий жертвенность и бескорыстие православных людей были основой созидания в России величественных храмов, которые поистине преобразили лик нашей земли и стали неотъемлемой частью русского пейзажа. Для такого строительства гражданами нашей отчизны жертвовались земли и средства, на церковный алтарь они приносили и свой бескорыстный, жертвенный труд. Храмы и земли, на которых они стояли, относившиеся (уже в Синодальный период церковной истории) к «ведомству православного исповедания», поистине принадлежали всем вступавшим в церковную ограду. Присваивать то, что посвящено Самому Творцу, до 1917 года у нас в стране не смел никто.
Наверное, не стоит сейчас подробно говорить о том, как наши храмы были повергнуты в поругание, разрушены или обращены в овощные хранилища, склады, ремонтные мастерские и т. п. К счастью, это время прошло.
Сейчас в нашей стране государством передано верующим людям большинство некогда поруганных православных храмов. Особенно это заметно в Москве. Однако храмы, находившиеся в церковной собственности на протяжении многих столетий, переданы Церкви лишь в пользование.
Более семидесяти лет все земли в России, включая и бывшие церковные владения, находились в государственной собственности. Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октября 2001 года, предусматривает передачу российской земли собственнику. Собственником может быть и физическое, и юридическое лицо. Термин «эффективный собственник» появился именно потому, что в нашей стране государственная собственность на землю оказалась неэффективной. Несомненно, Русская Православная Церковь на протяжении всей отечественной истории, за исключением советского периода, была именно «эффективным собственником» по отношению к своей недвижимости и земле.
Современное российское законодательство говорит, что пользователь земли может быть ее собственником или арендовать ее. Третьего не дано. Однако на практике оказывается, что земельные участки, на которых стоят наши храмы и монастыри, переданы нашей Церкви «в бессрочное и безвозмездное пользование». Это касается и недвижимости, находящейся на бывших церковных землях. Каких-либо законодательных ограничений по вопросу передачи церковных земель и строений нет. Сегодня, когда масштабы церковной работы в России поражают многих, странным представляется такое «сиротское» положение — то, что должно принадлежать Русской Православной Церкви по праву, передано ей лишь в пользование.
Надеемся, что в ближайшее время справедливость восторжествует, и нашей Церкви будут возвращены принадлежавшие ей до 1917 года земли со стоящими на них храмовыми и монастырскими комплексами. Хотелось бы верить и в то, что процесс этот начнется с нашей первопрестольной столицы.

О церковных изданиях
В последние годы масштабы издательской деятельности Русской Православной Церкви увеличились весьма значительно. Если издание православных книг и журналов еще совсем недавно было прерогативой Издательства Московской Патриархии и ряда Синодальных учреждений, то теперь буквально все церковные структуры, включая приходы, могут заниматься издательской деятельностью. Однако издание официальной и богослужебной литературы по-прежнему должно быть прерогативой Издательского Совета нашей Церкви, который в ходе подготовки этих изданий непосредственно сносится с Нами, с Богослужебной комиссией, другими Синодальными учреждениями, что позволяет избежать ошибок.
Появилось много издательств, которые заявляют о своей принадлежности Православию. Причем иногда это следует уже из наименования таких издательств, а иногда из благословения, преподанного тем или иным иерархом нашей Церкви на отдельное их издание. Во множестве издают книги, журналы и газеты православные учебные заведения, благочиния, монастыри.
К великому сожалению, учет этих изданий весьма затруднен. Строгие издательские правила советского периода, которые были приняты, как мы понимаем, отнюдь не для стимулирования издательского дела, обязывали любую издающую организацию предоставлять «узаконенное число экземпляров», как это было и в дореволюционной России, в соответствующие учреждения Госкомиздата. Библиографический учет новых изданий вообще и церковных в частности ведется сейчас в первую очередь Российской книжной палатой, но так как в наше время нет строгих требований к издателям, то многие из них вообще не удосуживаются заявлять о своем издании, кроме как в целях его коммерческой реализации. К сожалению, это относится и к православным издателям.
В следующем году исполняется двадцать лет Синодальной библиотеке Московского Патриархата. Она была возрождена в то время, когда с трудом верилось, что православная книга будет издаваться так свободно и в таком количестве, как сегодня. Когда в качестве главной задачи перед возрожденной библиотекой ставилось создание полной коллекции отечественной церковной печати, менее всего можно было предположить, что самым затруднительным в этом деле окажется комплектование ее фондов современными церковными изданиями. Посудите сами, в фондах Синодальной библиотеки издания Московского печатного двора XVII века представлены пятой их частью (около ста изданий), а современные церковные издания последнего десятилетия — примерно пятью процентами. Как заставить православных издателей предоставлять свои новые книги, журналы и газеты в Синодальную библиотеку? Ведь пройдут годы, и церковные историки будут судить о нашем времени именно по этим изданиям. Но где они их будут искать? Библиография церковной печати должна быть предельно полной, исчерпывающей, однако без наличия описываемых изданий сделать ее таковой не представляется возможным. Следует заметить, что есть и «сознательные» православные издатели, но их слишком мало.
В начале этого года епархиальным архиереям, главам Синодальных учреждений, ректорам Духовных учебных заведений по Нашему благословению были разосланы письма управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента о необходимости комплектования фонда Синодальной библиотеки обязательными экземплярами всех изданий, предпринимаемых ими. К сожалению, на эти письма откликнулись далеко не все. Лишь 27 епархий Московского Патриархата, включая епархии Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, ответили на это послание. Надо заметить, что благодаря циркулярному письму митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, направленному всем благочинным Московской областной епархии, с православными изданиями Подмосковья в фонде Синодальной библиотеки дело теперь обстоит образцово. Этого пока нельзя сказать о церковных издателях Москвы. Заметим, что в Синодальную библиотеку не поступают издания Отдела религиозного образования и катехизации, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, ряда духовных учебных заведений, расположенных в Москве, например Российского православного института апостола Иоанна Богослова.
Прошу всех присутствующих постараться повлиять на сложившуюся ситуацию с церковными изданиями, а отцов благочинных обязать настоятелей московских храмов все издания, предпринимаемые на приходском уровне или при участии приходов, предоставлять в Синодальную библиотеку.
Последние разделы доклада были посвящены новому в налоговом законодательстве, а также годовым отчетам.

* * *
Сегодня, как и в прошлые годы, мы коснулись многих жизненно важных для Церкви проблем, решение которых не терпит отлагательства. Я благодарю всех участников собрания за внимание и надеюсь на вашу всемерную помощь в решении поставленных задач.
Надеюсь, что все вы учтете те замечания и пожелания, которые были высказаны в докладе.
Свое обращение к вам хочу закончить словами святого Апостола Павла: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил... Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 12, 1—3; 11, 36).

«..Предыдущая статья

№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008