№ 14-15 (243-244) август 2002 / История

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Подарок Монахини

16,49 KbФотографий, портретов и рисунков с изображением последнего русского императора  сохранилось очень много — больше, чем кого-либо из его предшественнико. Это не удивительно, поскольку в конце XIX — начале ХХ вв. фотография бурно развивалась, и сам венценосец был фотолюбителем.  
При советской власти фотографии Николая II и его портреты практически не публиковались (достаточно посмотреть издания советских энциклопедий и словарей), однако карикатуры революционных времен воспроизводились достаточно часто. Но с тех пор как политическая ситуация в стране изменилась, изменилось и отношение общества к императору. Русская Православная Церковь признала безвинное страдание и казнь императора  страстотерпческим подвигом, подлинно евангельским и смиренным.
В этом контексте, как мне кажется, и стоит рассматривать портрет Николая II, опубликованный на страницах «Московского церковного вестника». Это, без сомнения, портрет-символ тех трагических событий.
В Музее политической истории Санкт-Петербурга не так давно была организована выставка-инсталляция «Кто убил Николая II?», на которой этот портрет и был представлен широкой публике. Организаторы построили экспозицию так, чтобы он сразу привлекал к себе внимание. И в самом деле: парадное изображение императора в мундире лейб-гвардии гусарского полка вызывало у многих вопрос: почему оно испорчено какими-то продольными линиями, что это значит? История этого портрета такова.
В 1896 году, когда в Москве проходили коронационные торжества, императору был преподнесен его собственный парадный портрет, выполненный монахиней Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря Емельяной. Очевидно, работа монахини Емельяны вызвала определенный интерес — до революции этот парадный портрет Николая II находился в покоях Зимнего дворца.
В октябре 1917 года революционные солдаты и матросы, захватившие бывшую царскую резиденцию, изрезали картину штыками. Стоит отметить, что, когда арестованный вместе с семьей и слугами Государь оказался в Екатеринбурге, именно монахини Ново-Тихвинского монастыря носили в дом Ипатьева продукты, стараясь облегчить страдания царственных заключенных. 
А изрезанный парадный портрет в течение многих десятилетий хранился в запасниках Музея политической истории Санкт-Петербурга и лишь в 1987 году был отреставрирован. Рубцы на нем решили оставить как память о прошедшем.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 7 (308) апрель 2005


№ 8 (309) апрель-май 2005



№ 10 (311) май 2005


№ 11 (312) июнь 2005



№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 4 (329) февраль 2006


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008



№ 19(392) октябрь 2008



№ 13-14 (362-363) июль2007



№ 21(298) ноябрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 11 (288) июнь 2004


№ 13-14(266-267) июль2003


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика