Подарок Монахини
Фотографий, портретов и рисунков с изображением последнего русского императора сохранилось очень много — больше, чем кого-либо из его предшественнико. Это не удивительно, поскольку в конце XIX — начале ХХ вв. фотография бурно развивалась, и сам венценосец был фотолюбителем. При советской власти фотографии Николая II и его портреты практически не публиковались (достаточно посмотреть издания советских энциклопедий и словарей), однако карикатуры революционных времен воспроизводились достаточно часто. Но с тех пор как политическая ситуация в стране изменилась, изменилось и отношение общества к императору. Русская Православная Церковь признала безвинное страдание и казнь императора страстотерпческим подвигом, подлинно евангельским и смиренным. В этом контексте, как мне кажется, и стоит рассматривать портрет Николая II, опубликованный на страницах «Московского церковного вестника». Это, без сомнения, портрет-символ тех трагических событий. В Музее политической истории Санкт-Петербурга не так давно была организована выставка-инсталляция «Кто убил Николая II?», на которой этот портрет и был представлен широкой публике. Организаторы построили экспозицию так, чтобы он сразу привлекал к себе внимание. И в самом деле: парадное изображение императора в мундире лейб-гвардии гусарского полка вызывало у многих вопрос: почему оно испорчено какими-то продольными линиями, что это значит? История этого портрета такова. В 1896 году, когда в Москве проходили коронационные торжества, императору был преподнесен его собственный парадный портрет, выполненный монахиней Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря Емельяной. Очевидно, работа монахини Емельяны вызвала определенный интерес — до революции этот парадный портрет Николая II находился в покоях Зимнего дворца. В октябре 1917 года революционные солдаты и матросы, захватившие бывшую царскую резиденцию, изрезали картину штыками. Стоит отметить, что, когда арестованный вместе с семьей и слугами Государь оказался в Екатеринбурге, именно монахини Ново-Тихвинского монастыря носили в дом Ипатьева продукты, стараясь облегчить страдания царственных заключенных. А изрезанный парадный портрет в течение многих десятилетий хранился в запасниках Музея политической истории Санкт-Петербурга и лишь в 1987 году был отреставрирован. Рубцы на нем решили оставить как память о прошедшем.
|