Церковный вестник


№ 5 (354) февраль 2007 / Церковь и общество

Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора «О преподавании основ православной культуры в школе»

Участники XI Всемирного русского народного собора ответственно заявляют о необходимости закрепления и расширения практики преподавания основ православной культуры в российских учреждениях среднего образования.

Знания о Православии — органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма. Собор согласен с мнением, высказанным Общественной палатой Российской Федерации, суть которого заключается в том, что изучение детьми истории и традиций своей религии рассматривается верующими россиянами в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка.

Об особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры упоминает преамбула Закона «O свободе совести и о религиозных объединениях», но об этой роли почему-то молчит школьная программа. Большинство наших молодых соотечественников не имеет возможности получить в школе глубокие знания о вере и культуре, которая легла в основу великих свершений их предков. После закрытия безбожной властью десятков тысяч церковных школ реальную возможность приобрести такие знания большинству детей может предоставить только школа государственная. Так неужели печальный итог десятилетий богоборчества не убедил власть и общество в том, что путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа?

Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке. Мы, участники XI Всемирного русского народного собора, считаем, что изучение школьниками основ православной культуры  необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Одновременно подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств.

В этом видится одна из прочных основ созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, а также мощное средство преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства.

Сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к Отечеству и его истории, к институту семьи, к высоким духовно-нравственным ценностям. Без широкого внедрения в систему среднего образования соответствующих предметов достижение этой цели видится невозможным.

В этой ситуации Собор придает большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации относительно необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несет никакой угрозы  светскому характеру образования. «Светское»  — не значит атеистическое. Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе.

XI Всемирный русский народный собор выражает надежду, что планируемая Министерством образования и науки России реформа государственного образовательного стандарта не приведет к исключению Основ православной культуры из образовательного процесса. Мы также надеемся, что эта реформа не разрушит приверженности школы «мировоззренческому плюрализму», не лишит родителей права на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям, а регионы — возможности учитывать свою специфику при определении содержания образования. В противном случае будет иметь место дискриминация, которая открыто нарушит основные права и свободы человека и, несомненно, вызовет широкий протест верующих.

Практика преподавания знаний по истории и культуре конкретных религий в рамках регионального компонента общего среднего образования в качестве предметов по выбору, имеющих различные мировоззренческие основы, недавно поддержана Общественной палатой России. Участники Всемирного русского народного собора поддерживают данное заявление и еще раз выражают мнение, что только хорошее знание своей религии имеет следствием создание обстановки терпимости в обществе. Эта цель сейчас как никогда актуальна.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://