№ 14-15 (243-244) август 2002 / Святость

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Новомученики и Исповедники Сибирские

82,12 Kb [440X608]Священномученик Николай Ермолов родился 11 ноября 1874 г. в селе Секретарка Бугульминского уезда Самарской губернии, в семье псаломщика. В 1897 г. он окончил Самарскую духовную семинарию и был определен псаломщиком и учителем в город Бугульму. В 1900 г. рукоположен в священника и служил сначала в Белебесском уезде Уфимской губернии, а в 1906 г. был переведен в село Бойки Бирского уезда той же губернии.
После революции вместе с отступающей Белой армией отец Николай и его семья отправляются в Сибирь. В 1920 г. он был определен на служение в храм в селе Доронино Барнаульского уезда, а в 1924 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Ордынского Новосибирской епархии. В 1928 г. отец Николай был возведен в сан протоиерея. За усердное служение Церкви Христовой и мужественное противостояние обновленческому расколу священноначалие назначило его благочинным Ордынского округа.
Протоиерей Николай Ермолов был арестован 27 июля 1937 г. Приводим выдержки из протоколов его допросов.

— Следствию известно, что вы в 1920 году за контрреволюционную повстанческую деятельность были арестованы. Дайте показания по данному вопросу.
— В 1920 году в районе села Колывань началось восстание, направленное к свержению советской власти. Я в это время был в селе Доронино в ста сорока километрах от Колывани. В этом контрреволюционном восстании против советской власти я участия не принимал, но арестован был, а за что, для меня не было известно. Все время ареста я был болен и находился в больнице без допроса, а потом был освобожден.
— Следствию известно, что вы привлекались за противодействие мероприятиям советского правительства.
— В 1933 году Ордынским сельсоветом был наложен на меня налог. Я должен был в трехдневный срок сдать государству сто килограммов мяса. Но я этого не выполнил, и меня арестовали, просидел два месяца и был освобожден...
— Следствием установлено, что вы являетесь руководителем контрреволюционной повстанческой организации, созданной вами из числа церковников в Ордынском районе...
Отец Николай отверг предъявленные ему обвинения, а когда следователь заявил, что он изобличается свидетельскими показаниями, попросил вызвать этих свидетелей.
Показания против отца Николая дал один из арестованных вместе с ним священников. Во время очной ставки отец Николай также не признал клеветы, возводимой на него лжесвидетелем. Он не отрицал, что встречался с этим человеком, разговаривал с ним о тяжелом положении духовенства и «выражал свое недовольство местными органами советской власти, которые искривляют советские законы». Однако создание контрреволюционной организации, а также обвинение в распространении листовок антисоветского содержания он категорически отверг.
Через два дня, 20 сентября, отцу Николаю была устроена очная ставка с другой свидетельницей, которая оговорила его в том, что он якобы готовил поджог колхозной паровой мельницы и начальной школы в деревне Ирменка. Отец Николай вновь отказался признать себя виновным.
Вместе с ним был арестован священник Иннокентии Кикин, которому были предъявлены те же самые обвинения.
Священномученик Иннокентий родился 12 февраля 1878 г. в селе Ушковское-Чумаково Томской губернии, в семье священника. После окончания Томской духовной семинарии Иннокентий Кикин был определен в псаломщики, а затем был назначен учителем подготовительных классов Томского духовного училища. 21 сентября 1910 г. он был рукоположен во священника и направлен служить в Никольскую церковь села Нижне-Каменское Барнаульского уезда, где прослужил до своего ареста. Летом 1937 года сотрудники НКВД арестовали группу духовенства Ордынского благочиния. Вот выдержки из протоколов допросов отца Иннокентия.

— Следствием установлено, что 27 июня сего года вы проводили собрание в церкви... с целью срыва антирелигиозной беседы, проводимой сельским активом.
— После службы собрались в сторожке с вопросом о ремонте церкви. В этот же день проводилась антирелигиозная беседа. Ко мне пришла старушка Аполлинария Синицына и сказала, что будут закрывать церковь, а потому и делают антирелигиозную беседу. Я пояснил, что это против религии...
— Было ли постановление граждан о закрытии церкви?
— Постановление 90% граждан о закрытии церкви было зимой, примерно в декабре 1936 — феврале 1937 года, в момент переписи.
— Почему церковь после этого не была закрыта?
— Я думаю, что церковь не закрыли и не отобрали потому, что нужно было ее отремонтировать, а средств на ремонт сельсовет не имел и надеялся на средства церковного совета... Мой арест был необходим, потому что без меня легче отобрать церковь, так как теперь среди верующих не осталось человека, знающего законы...
— Следствию известно, что вы распространяли в церкви контрреволюционные листовки и прокламации. Вы признаете это?
— Не помню, в каком году, было это в Николин день, 9 мая, в церкви после окончания богослужения я вышел давать народу целовать крест. Вдруг выходит незнакомый молодой человек и начинает громко читать какую-то контрреволюционную листовку, якобы найденную в Иерусалиме и написанную золотыми буквами. После этого я обратился к народу и сказал, чтобы его не слушали, и сразу же его удалили.
— Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной повстанческой организации. Дайте показания по данному вопросу.
— Участником контрреволюционного движения я не состою и не состоял, и никто меня в контрреволюционную организацию не вербовал.
— Следствию известно, что вы вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию благочинным Ермоловым... Вы изобличаетесь показаниями обвиняемого по вашему делу священника...

Был приглашен лжесвидетель. Его показания отец Иннокентий не подтвердил. 20 сентября состоялся последний допрос.

— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю и больше по делу показать ничего не могу...

Оба священника были приговорены к высшей мере наказания, расстреляны 26 октября 1937 года в Новосибирске и погребены в общей могиле, место которой не установлено.

По материалам  Новосибирской епархиальной комиссии по канонизации.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 1-2 (278-279) январь 2004




№ 3 (280) январь 2004



№ 5 (282) март 2004


№ 7 (284) апрель 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 3 (280) январь 2004






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008