Церковный вестник


№ 13-14 (362-363) июль2007 / Обитель

Во святой и великой лавре преподобного отца Саввы

«Как маяк на море и свеча в темноте», — так сказал об обители преподобного Саввы ровно сто лет назад митрополит Московский и Коломенский Владимир. В справедливости и точности этого сравнения убеждаешься, глядя как горит в ночном небе подсвеченный мощными прожекторами золотой купол монастырского собора — действительно свеча, поставленная Богу на горе среди бескрайних полей и лесов русских.

Более шести веков пролетело с того времени, как сюда, на гору Сторожу, впервые поднялся преподобный Савва. Ученик Сергия Радонежского, он пришел в Звенигород, чтобы основать здесь иноческую обитель. Об этом долго и слезно молил своего духовника сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич Звенигородский. Тяжело было князю часто ездить в Троицкую обитель, где подвизался преподобный Савва. Оставаться же без мудрых советов и наставлений старца было еще тяжелей.

К сожалению, предание сохранило немного биографических сведений о прп. Савве. Известно, что происходил он из богатого и знатного, вероятно, боярского, рода. Что еще в отрочестве возлюбил чистое и целомудренное житие и, отвергнув суетные прелести мира, пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной. Некоторое время он был духовником всей Троицкой обители, включая и самого преподобного Сергия, а после его кончины понес бремя руководства всей обителью.

 Не хотелось старцу уходить из родного монастыря, но, услышав в мольбе князя Юрия глас Божий, он смирился и прибыл в Звенигород.

Согласно преданию, Савва остановился на вершине горы Сторожи и, пораженный красотой этого места, которое было «яко небесный рай благовонными насажден цветы», со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы. Так было положено начало обители, которую стали называть «Дом Пречистой на Сторожах». Было это в 1398 году. Шесть столетий пролетело над Сторожей, но ни люди, ни время не смогли уничтожить ту красоту, которая некогда так поразила преподобного старца. В летние дни весь монастырь утопает в цветах: они и в цветниках, которые покрывают часть территории монастыря, ими украшены интерьеры храмов, иконостас и рака с мощами прп. Саввы.

Под самыми стенами обители находится колодец, ископанный самим святым. Желая показать братии пример смирения, он сам, на своих плечах, носил из него воду для нужд обители. Колодец этот прославлен многочисленными чудесными исцелениями.

От входа в монастырь начинается дорога, ведущая через необыкновенной красоты лес к скиту преподобного. По этой дороге он часто ходил. В глубоком овраге, в тихом уединенном месте святой ископал пещеру. Много часов он проводил в ней в совершенном одиночестве — ничто не нарушало его горячей молитвы Богу.

В 1862 году прямо над пещерой был возведен храм, положивший начало скиту.

Преподобный Савва наставлял и ободрял свое духовное чадо  князя Юрия Дмитриевича, молился за него и его семью. В 1399 году, перед выступлением в поход против волжских булгар, князь пришел в обитель преподобного Саввы просить благословения на битву. Святой старец, помолившись о нем и благословив крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и, благодатию Христовою здрав, возвратишься в свое Отечество». Он благословил своего духовного сына так же, как некогда дал благословение на Куликовскую битву великому князю Дмитрию Донскому преподобный Сергий Радонежский. И так же как его великий отец, князь Юрий без страха и колебания вышел против неприятеля. В продолжение трех месяцев вел он сражения и из всех вышел победителем. По возвращению он первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по пророческим словам святого старца.

Тем временем обитель росла и благоустраивалась. Усердием князя Юрия монастырь украсился великолепным белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пресвятой Богородицы, — настоящим шедевром древнерусского зодчества.

Новопостроенный храм стал для преподобного Саввы местом его земного упокоения — вскоре после возведения собора святой старец мирно предал Господу свою праведную душу. Лет ему было около восьмидесяти.

Чувствуя приближение кончины, преподобный Савва «призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту телесную и душевную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве», назначил себе преемника — одного из учеников своих, по имени Савва. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный мирно отошел ко Господу 3 (16) декабря 1407 года.

Тело его было предано земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Царская обитель

Местом царского богомолья являлась обитель преподобного Саввы. Сохранившиеся здесь Царский дворец и Царицыны палаты видели в своих стенах практически всех русских государей, считавших своим долгом поклониться мощам преподобного Саввы, считавшегося небесным покровителем российских государей.

Начало этой традиции положил царь Алексей Михайлович, который особенно любил и почитал монастырь. По преданию явление прп. Саввы чудесно спасло ему жизнь. Государь любил охотиться в звенигородских лесах. На одной из царских охот случилось так, что свита рассеялась по лесу, и Алексей Михайлович остался один. Тут внезапно выбежал из чащи медведь и бросился на него. Царь уже обрек себя на верную смерть, как вдруг около него появился некий старец. Без всякого страха он прогнал дикого зверя восвояси. Старец представился Саввою и сказал, что он один из иноков Сторожевского монастыря. В это время подоспела свита, и в суете старец скрылся из виду. Алексий Михайлович поспешил в монастырь и стал спрашивать архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь неизвестный ему подвижник. Архимандрит удивился — в монастыре не было ни одного монаха с именем Савва. А государь, внимательно посмотрев на икону преподобного Саввы, понял, что его спасителем был сам основатель обители. Благочестивый государь велел отслужить молебен прп. Савве.

После этого и многих других совершенных преподобным чудес, 1 февраля 1652 года, при личном участии Алексия Михайловича, были обретены мощи основателя обители. Монастырь заново отстраивается, увеличивается. В то время и возводятся здесь дворец и Царицыны палаты — обитель становится местом царского богомолья. По заказу царя главный Богородице-Рождественский собор монастыря украшается высоким пятиярусным иконостасом. До нашего времени сохранилось 57 икон — это почти весь иконостас. Чудом Божиим и весь созданный тогда архитектурный ансамбль обители дожил до наших дней почти без изменений.

В это же время в монастыре создается удивительный по красоте и целостности звучания ансамбль колоколов, включающий в себя знаменитый 35-тонный «Большой Благовестник». Его отливает в 1667–1668 годах, в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов, государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев. Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было. По преданию, голос его был слышен даже в Москве. Погиб «Большой Благовестник» в декабре 1941 года, когда линия фронта подошла почти к монастырским стенам. От него уцелела лишь часть языка, ныне хранящаяся в обители.

И только в 2003 году пустующая ниша на звоннице украсилась большим колоколом — «Большой Благовест» был отлит заново по образцу своего знаменитого предшественника XVII века. Он был освящен Святейшим Патриархом Алексием.

При царе Алексее Михайловиче монастырь переживает времена наивысшего расцвета. К нему приписываются села, деревни в различных уездах России. В богатейшей ризнице монастыря хранилось немало драгоценностей. Обитель находилась в ведении «приказа тайных дел» или собственной канцелярии царя. Как велико было значение Саввино-Сторожевского монастыря, можно судить хотя бы по тому, что при венчании на царство Федора Алексеевича царский венец поднес ему настоятель Саввино-Сторожевского монастыря. Впрочем, монастырь уже все чаще называют лаврой. Один из рукописных сборников XVII века содержит, например, такую запись: «Во святой и великой лавре преподобного отца Саввы Звенигородского соборная церкви Рождества Пресвятая Богородицы первое стенное письмо на левкасе вместо иконного письма». Об этом же свидетельствует и надпись на уже упоминавшемся «Большом Благовестнике», в которой говорилось о том, что отлит колокол «в той же чудотворной и Святей Лавре, в лето от сотворения света 7176...».

Почитал преподобного Савву даже Петр I. И не случайно — ведь дважды преподобный Савва спасал ему жизнь. Первый раз — во время стрелецкого бунта в 1682 году, когда будущий император вместе с матерью, братом Иваном Алексеевичем и царевной Софьей нашли в стенах Саввино-Сторожевской обители временное убежище. Благодарная Софья Алексеевна в память об этом возвела в 1693 году на территории Саввино-Сторожевского монастыря Преображенскую церковь. Другой случай произошел во время Полтавской битвы. Предание гласит, что перед битвой Петр приехал в Сторожевскую обитель, и настоятель благословил его медной иконой преподобного Саввы, которую царь бережно спрятал в грудном кармане. Участвовавший в штурме полтавских крепостных стен Петр чудом вышел из этой битвы невредимым — направленная в него пуля попала прямо в медную иконку преподобного Саввы. В благодарность Петр повелел перелить одну из пушек, участвовавших в сражении, на колокол, который подарил Саввино-Сторожевскому монастырю.

В Отечественную войну 1812 года заступничество прп. Саввы спасло монастырь от разрушения и разграбления. Один из военачальников Наполеона принц Евгений Богарне, оказавшись вблизи Саввиного монастыря, занял его и расположился там на ночлег. Ночью (во сне или наяву, он потом не мог сказать) он увидел, как отворяется дверь его комнаты, и входит старец в длинной черной одежде и говорит: «Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Утром, войдя в храм, Богарне увидел образ преподобного Саввы и узнал в нем своего ночного посетителя. Принц с благоговением поклонился мощам святого и записал его имя в памятной книжке. После этого события ему приходилось бывать во многих сражениях, но ни в одном из них он не был даже ранен. Слова старца сбылись: принц благополучно возвратился в свое отечество и даже после падения Наполеона остался всеми любимым и уважаемым. В 1839 году император Николай I с дочерью великой княжной Марией Николаевной и герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (сыном принца Евгения) приезжали в обитель преподобного Саввы и поклонились его мощам. Герцог в том же году женился на дочери российского императора Марии Николаевне, и его потомки до 1917 года жили в России.

 

Годы лишений и утрат

В мае 1918 года в обитель явились большевики конфисковывать имущество. Но местные жители встали на защиту монастыря. По звону колокола они собрались у входа в обитель, и когда большевики во главе с комиссаром потребовали у наместника иеромонаха Макария ключи от монастырской ризницы, воспротивились этому. Завязалась драка, в которой комиссар был убит, а сопровождающие его большевики ранены, один из них скончался по дороге в больницу. От монастыря люди двинулись в город для свержения власти Советов в уезде. Но в тот же день народное восстание было подавлено прибывшим отрядом красноармейцев. Наместника арестовали и приговорили к принудительным работам.

17 марта 1919 года были вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. В тот день на службе в соборном храме, где хранились святые мощи, было несколько монахов и около десяти прихожан, в основном женщин. Один из большевиков вошел в храм, объявил о предстоящем вскрытии и попросил сократить службу. Самого наместника, отца Ионы, в соборе не было, он находился в своей келье. Когда его позвали в храм, около паперти стояла толпа народа. После появления отца Ионы и окончания службы приступили к вскрытию раки со святыми мощами преподобного Саввы. При этом большевики позволяли себе оскорбительные высказывания и действия.

Возмущенные монастырские прихожане составили заявление с жалобой на действия местных властей и с просьбой передать общине на хранение раку со святыми мощами.

Несмотря на это обращение, 5 апреля святые мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря.

Обитель была закрыта, и жизнь в ней замерла почти на восемь десятилетий.

Однако прп. Савва и в эти тяжелые годы не оставлял своей обители. Его небесное предстательство спасло монастырь и в годы Великой Отечественной войны. По словам очевидцев, ни одна из упавших поблизости или на территории монастыря бомб не взорвалась. Иначе как чудом это назвать трудно. Как и то, что изъятые из обители мощи прп. Саввы не пропали. Москвичи супруги Софья Дмитриевна и Михаил Михайлович Успенские хранили у себя сундучок со святыми мощами более 50 лет. Когда Софья Дмитриевна умерла, за вдовцом, которому было более 90 лет, стали ухаживать его родные. Призвав к себе однажды свою сноху, он сказал ей: «Я не умру, пока не определю святые мощи. Так сказал мне преподобный Савва». И  мощи «были определены». Когда в 1983 году в Москве освятили Данилов монастырь, туда были переданы святые мощи преподобного Саввы. В Даниловом монастыре они пребывали до 1998 года, после чего торжественно вернулись в родную обитель и заняли свое исконное место в Богородице-Рождественском соборе.

 

Обитель сегодня

Вместе с мощами в обитель вернулась жизнь. Монастырь наполнился иноками, храм — молящимися. В отреставрированном царском дворце уже несколько лет действуют богословские курсы для мирян и насельников.

Более 500 тысяч паломников в год принимает ныне монастырь.

Братии в обители 60 человек. Большинство из них молодые люди с высшим образованием, вполне состоявшиеся, обеспеченные. Казалось бы, зачем им искать приюта здесь, в монастырских стенах? Но они приходят, чтобы произнести монашеские обеты и начать жизнь иную — иноческую.

Самому старшему из насельников, отцу Самуилу, 83 года. В это трудно поверить — настолько он бодр, полон сил и энергии. Участник Великой Отечественной, чудом уцелевший в многочисленных сражениях, отец Самуил вспоминает: «Никогда не забуду, как после одного жаркого боя взгляд мой остановился на возвышающемся рядом с полем битвы храме Божием. И такую я ощутил в своем сердце благодать, что словами передать невозможно. Возблагодарил Бога, что жив, хоть и не был тогда еще верующим».

Разными путями приходят люди в обитель преподобного Саввы. Находится здесь место и детишкам. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексии благословил создать при обители приют для мальчиков-сирот.

 

Здесь до сих пор совершаются чудеса

Это произошло 31 октября 1998 года в 13 часов. Ребенок — подросток 14 лет — упал в шахту глубиной 10 метров, находящуюся на одном из ярусов звонницы. Подросток, поднявшись на колокольню с группой экскурсантов, пришел в восторг, который выразил в бурных прыжках по деревянному настилу. Подгнивший пол не выдержал этого испытания (в то время звонница еще не была реставрирована), и мальчик провалился вниз прямо на глазах у товарищей. Шахта, куда он упал, некогда служила вместилищем для гири башенных часов. На дне, на белокаменном полу лежали крупные балки и огромные кованные полуметровые гвозди XVII века. У мальчика было мало шансов выжить. Он мог сломать позвоночник о каменный пол, или напороться на гвозди, или сломать кости о балки. Но когда монахи, молясь преподобному Савве и всем святым, наклонились над зияющей чернотой шахты и посветили фонариком, то увидели, что на дне что-то шевелится. «Ты жив?» — «Да жив я!» — послышался из глубины на удивление бодрый голос. Тут же сбросили веревку, мальчик обвязался ею, и его вытащили на свет. Подоспевший врач, осмотрев его, нашел только две ссадины, да и те появились, когда мальчика извлекали из шахты. Сам же отрок даже не был испуган и переживал лишь по поводу порванной куртки: «Мама ругать будет». Все, кто являлся свидетелем этого события, иначе как чудом назвать его не могут, и находят ему только одно объяснение — преподобный Савва спас.

Это чудо — всего лишь звено из длинной цепи чудес, которая тянется к нам из глубины веков. Древние башни, могучие крепостные стены хранят еще столько тайн, что их хватит далеко не на одну книгу.

Шесть веков разделяет нас, живущих сегодня, и преподобного Савву. Но что значит для верующего сердца время и расстояние! Как к живому обращаются к нему люди и верят, что не оставит, поможет.

Поэтому не счесть паломников у мощей преподобного, и по окончании богослужения не расходится православный народ и, стоя у раки, вновь и вновь повторяет: «Преподобне отче наш Савво, моли Бога о нас».

Подготовила Галина Семенова



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://