Церковный вестник


№ 13-14 (336) июль 2006 / Комментарии

От журнала до панели?

В конце июня Генпрокуратура РФ потребовала закрытия трех журналов: «Cool», «Cool Girl» и «Молоток». На днях издательский дом «Бурда» приостановил выпуск журнала «Сool». Эти события встретили по-разному. Православные — с надеждой, ведь уже не первый год многие приходы и церковно-общественные организации протестуют против журналов, развращающих детей и подростков, пишут иски, проводят митинги протеста. До последнего времени серьезной реакции государства не было. Между тем, сегодня есть уже не только протесты родителей, но и серьезные исследования, посвященные анализу тех методов и форм, которые используются для растления молодежи. В частности, на филологическом факультете МГУ в этом году была защищена диссертация «Языковые способы воздействия СМИ на общественное сознание», в одной из глав которой рассматривались способы разрушения системы ценностей в молодежных СМИ. Фрагмент этого исследования «Церковный вестник» публикует ниже.

Прокуратура и привлеченные ею специалисты по информационной безопасности проанализировали журналы «Молоток», «Cool» и «Cool Girl» за февраль–май 2006 года и констатировали, что в каждом номере этих изданий размещается не только реклама услуг мобильной связи (заставки) с фотографиями крупных планов мужских и женских половых органов, «модные звонки, содержащие забористый мат и другие непристойные высказывания», но и предлагаются услуги, позволяющие подросткам получить на свой мобильный телефон видеоролики порнографического содержания, посвященные в основном однополой любви.

Анна Любимова

Сразу хочется спросить сторонников свободы слова — дадут ли они прочесть такой журнал своим детям? А захотят ли они, чтобы их детки последовали всем советам этих журналов? Кстати, а почему вообще эти издания называют развращающими? Откроем современную молодежную прессу — не только упомянутые журналы, но и другие, свободно продающиеся в киосках. Пропустим страницы с инструкциями о том, что делать юноше и девушке, если родители на даче, а они вместе готовятся к алгебре. Не заметим и того, что на журнале написано «лицам от 18 лет» (если вы, конечно, разглядите  микроскопическую надпись на последней странице), а все письма читателей подписаны 12—13-летними.

 

Тусоватьсяс «ночными бабочками»?

«Можешь подкопить бабла (денег — А. Л.) и пойти в известное место тусовки “ночных бабочек”. О таких местах знает весь город. Если есть бабло, тебя никто не пошлет и не откажет» (журнал «Круто»). Такое построение фразы снимает у читателя внутренний психологический запрет: «ты можешь», «все так делают». Более того, получается, что «можно» и «нельзя» по отношению к проституции существуют только в одном — финансовом — плане. Если есть деньги, то можно. 

Это один из любимых приемов молодежных СМИ: универсально-обобщающие конструкции строятся с помощью слов «любой», «всякий», «каждый», «все», «так», «большинство». Внутренняя смысловая структура подобных конструкций содержит так называемый риторический аргумент к норме: все так делают. Чтобы принадлежать к группе «все», ты тоже должен так делать. И тогда ты сможешь удостоиться самых заветных слов и высочайших эпитетов: «крутой» или «гламурной». А нет — значит, ты «лузер» и неудачник. Приведем несколько иллюстраций. «Психологи уверены: у большинства мужчин, которые смотрят эротические фильмы, нет никаких проблем, кроме сильно развитого воображения». «Вообще помогает просмотр порнографии, как показывает практика, там можно многое почерпнуть» («Круто»). «Все девочки делают это» (воруют — А. Л.) (журнал «Seventeen»).

Назидательно-нравоучительные конструкции, построения, свойственные инструкциям и рецептам, заполняют все страницы журналов. Казалось бы, не учить они должны — хватит и дома назиданий, но нет — молодежь, оказывается, надо учить всему (особенно тому, чему дома не научат): «Как перестать стесняться и начать раздеваться» («Seventeen», ноябрь 2003); «5 способов лишиться невинности» («Круто»).

Продолжая тему проституции, заметим, что для того, чтобы пользоваться услугами «ночных бабочек», нужно чтобы эти бабочки сами существовали. Значит, можно внушить читательницам, насколько престижно рабочее место на панели. «Маша не считает должным скрывать, что она проститутка, наоборот, она гордится этим. Многие девчонки мечтают о богатой жизни. Им кажется, что самый простой путь к этому — обеспеченный мужчина. Я красивая девчонка, по которой пацаны сходят с ума» («Cool Girl»).

Отмечаем себе: контекст слова «проституция» — это слова и словосочетания с положительными ассоциациями («богатая жизнь», «обеспеченный», «гордится», «красивая»). И снова — это известный прием манипулятора: чтобы отрицательные оттенки значения слова поблекли, следует как можно чаще употреблять его в положительных контекстах. Статья про девочку Машу написана, увы, без иронии. Многие ли читательницы захотят вслед за ней стать красивыми и обеспеченными?

 

С 12 или с 13?

Пропаганда проституции встречается на страницах молодежных СМИ значительно реже призывов как можно быстрее потерять невинность: «Сегодня “сексом до паспорта” можно удивить только родителей — современные тины созревают очень рано»; «Я совершенно не чувствую себя на 13 — хожу по клубам, сексом занимаюсь…»; «Какой смысл удовлетворять себя какими-то подручными средствами? Девственность — состояние моральное, а не физическое, если я буду мастурбировать, то в душе уже не буду девственницей» («Молоток», июнь 2006). В этих текстах (написанных нередко не от настоящего первого лица, а взрослыми циничными людьми) уже не до разбора языковых методов воздействия. Конечно, нельзя не отметить ограничение выбора, предлагаемое читателю: половую жизнь можно вести либо одним способом, либо другим. А о том, что можно ее не вести, и не до определенного возраста, а до законного брака, — речи нет. Здесь уже только и можно цитировать Уголовный кодекс Российской Федерации, по 134-й статье которого «Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет». Однако и это положение перетолковывается авторами «Молотка» — дескать, если второе лицо не достигло 18 лет — то, оказывается, все можно.

 

Как определить свой пол?

Судя по журналам, одна из самых актуальным проблем для читателей молодежных СМИ — определить свой пол. «Мне ужасно нравятся и девочки, и мальчики одновременно». — «Тебе повезло, — советует журнал «Круто», — ты настоящее, живое! Тебе стоит почаще прислушиваться к себе, экспериментальным путем ты поймешь, что тебе нужно!» («Круто», № 24, 2003).

«Что же до знаменитого поцелуя Бритни и Мадонны на церемонии вручения премии MTV Music Awards, то Спирс продолжает говорить об этом свершении как чуть ли не о самом крутом событии в ее жизни. “Это было что-то нереальное, что я запомню до конца своей жизни”» («Упс», ноябрь 2003).

Такие призывы сложно не расценить как прямую пропаганду гомосексуализма, который преподносится как нечто нереальное, памятное и значимое.

«Если хочешь фирменный совет от группы Тату: забей на своего друга и заведи подружку! С ней куда интереснее!» (совет дан женской аудитории — А. Л.). Чем не открытый призыв к действию?! А  еще лучше использовать риторический вопрос: «А с кем еще учиться целоваться, как не с лучшей подружкой?» («Seventeen»). Совет дается, разумеется, женской аудитории.

Собственно, не важно, что пропагандировать, главное, чтобы пропагандируемый концепт был назван заветным словом «гламурный». Гламурным может быть: грубить родителям, уходить из дома, кокетничать с женатым преподавателем, воровать, вступать в беспорядочные сексуальные отношения — и все это будет эталоном для подражания, именно потому что — гламурно! Так, например, воровство становится весьма престижным занятием: «Милые и обеспеченные барышни отдирают ноготками ценники от маек, прячут эти безделушки в сумки и испытывают небывалый восторг, фланируя с невинным видом мимо охранников» («Seventeen»). И это опять совершенно серьезная статья. «В английских клубах хорошим тоном считается украсть бокал из-под пива, и многие студенты так поступают. Клептомания — это полубессознательное действие, которое вменяемому человеку не понять» («Seventeen»).

Не забудем и о наркомании: журнал «Cool» расскажет, что существует наркотик GHB — «Жидкий экстази», он «пользуется огромной популярностью среди подростков» и «обладает успокаивающим действием». А еще есть, например, кокаин: «Ты можешь позволить ЭТО — таинственный порошочек, ощутить  чувство легкости, взлететь,  познать красивые жесты, страсть, волны тепла. Не бойся зависимости, ты сможешь все начать заново» («Men’s Health», № 3, 1998. С. 84—88).

Нельзя не заметить того, что большинство тем преподносится завуалировано: в одном из последних номеров журнала «Молоток» целый разворот посвящен тому, что и кого раздражает в интимных отношениях. И снова вынесем за скобки общий тон повествования, предполагающий, что все читатели ведут «постельную» жизнь. И вот, под видом обсуждения проблем и ответов на письма, на двух страницах журнала приводится подробное и живое описание всех физиологических моментов — до порносправочника не хватает, пожалуй, только иллюстраций.

Даже если прокуратура одержит победу и все упомянутые журналы закроют, едва ли это решит проблему. Ведь сотнями тысяч выходят еще многие и многие журналы, точно такие же. По-настоящему эту проблему можно решить только двумя путями — ужесточением закона о средствах массовой информации (например, по западному образцу) и внимательным правильным воспитанием детей, таким воспитанием, которое воспитало бы в наших детях внутренний иммунитет против растлевающей продукции. Насколько это возможно, покажет время. Не упустить бы его.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://