Церковный вестник


№ 9 (286) май 2004 / Комментарии

Ситуацию изменит молодежь

Пять лет назад в Московской духовной академии был введен новый предмет — «Миссиология». Руководитель миссионерского отдела МДАиС иеромонах Пантелеимон (Бердников), который ведет занятия по этому предмету, ответил на вопросы «Церковного вестника».

— Отец Пантелеимон, расскажите, как построен курс, каковы его цели и задачи?

— В 1994 году было принято решение о возрождении миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. В течение 70 лет советской власти это направление было практически забыто, а ведь апостольское служение — это главное назначение Церкви.

Обучение студентов предмету «Миссиология» строится по трем направлениям. Во-первых, речь идет о богословской стороне миссии. Во-вторых, изучается история миссионерской деятельности, при этом особое внимание уделяется духовному наследию православных миссионеров, которое представляет собой уникальную ценность не только для Русской Православной Церкви, но и для христиан всего мира. Третий компонент — современная миссионерская деятельность. Это направление мы считаем приоритетным и сотрудничаем со многими известными священниками. Из тех, кто сегодня активно занимается миссионерской деятельностью, могу отметить протоиерея Артемия Владимирова, профессора МДА Алексея Ильича Осипова, диакона Андрея Кураева, протоиерея Димитрия Смирнова, протоиерея Аркадия Шатова. Главное — дать нашим студентам не только основы теоретических знаний, но и практические навыки, чтобы потом они самостоятельно могли нести слово Божие людям, приводить их ко Христу. Очень часто молодые священники имеют хорошую теоретическую базу, но не могут четко и аргументировано изложить свое мнение — опыта не хватает, есть какая-то внутренняя боязнь, скованность. Поэтому мы учим наших студентов умению правильно вести диалог, отстаивать свою точку зрения, находить взвешенную позицию при общении с сектантами.

Третий год в нашей семинарии занимаются 12 студентов из Китая, четыре — из КНДР и двое — из Индонезии. Они специально приехали для обучения в Россию. По сути дела, это будущее православное духовенство этих стран.

— Как на практике студенты учатся вести миссионерскую деятельность?

— Наши студенты проводят беседы во всех учебных заведениях Сергиева Посада. Миссионерский хор ездит по разным городам и выступает с духовными и патриотическими песнопениями. Недавно они вернулись из Ульяновской и Ярославской областей. Несколько наших студентов и священник были в экспедиции на Чукотке. Летом прошлого года мы вместе с хором побывали в Абхазии. Ездили по воинским частям, освящали военную технику, крестили и причащали военнослужащих. Кроме того, при подворье Лавры и в Хотьковском монастыре действуют трехгодичные катехизаторские курсы для мирян. Их посещает более 150 человек.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь?

— Православное миссионерство никогда не было навязчивым и агрессивным, его отличает особый дух. Поэтому мы стараемся учить студентов на примере наших подвижников, просветителей, в простоте и смирении совершавших великий подвиг самоотвержения во имя Божие. Но, к сожалению, многое из того, что могло бы использоваться в процессе обучения, сегодня недоступно. Некоторые достойные внимания издания до сих пор не переведены на русский язык, в частности, больше хотелось бы иметь греческих книг на эту тему. Сейчас готовится к выпуску биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. На мой взгляд, это очень нужное и своевременное издание.

— Как вы оцениваете современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви?

— Пока еще возрождение миссионерской деятельности идет медленно и недостаточно активно. Старому поколению священников и мирян трудно преодолеть инерцию тех лет, когда церкви были закрыты. Многие по-прежнему ограничиваются только проповедями, совершением Таинств, а за пределы храма не выходят. Нет привычки, желания, да и навыки не заложены. Такая Церковь не может быть подлинно миссионерской. Но сразу исправить эту ситуацию невозможно. Ставку нужно делать на молодые кадры — более активные и подготовленные. Но, к сожалению, реформа духовной школы несколько оторвана от реальной жизни и идет научным путем. Конечно, современный священник должен быть разносторонне развитым, грамотным человеком. Но нужно находить разумный компромисс, сочетая теорию с практикой, соединяя миссионерское служение и научную деятельность.

Беседовала Светлана Рябкова

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://