Церковный вестник


№ 18(367) сентябрь 2007 / Церковь и общество

Региональный компонент образования необходимо сохранить

Члены Общественной палаты РФ направили Президенту России Владимиру Путину письмо, в котором выразили беспокойство в связи с возможностью законодательной ликвидации регионального компонента образования, в рамках которого во многих регионах преподаются курсы  религиозной культуры. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Обращение подписали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, глава Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, исполнительный директор фонда «Семейные традиции» Николай Державин, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова, главный консультант Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Михаил Шолохов и другие.

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

В конце июня Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» (проект № 448303-4), ликвидирующий региональный компонент и компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

Законопроект лишает регионы и школы прав включать в учебные программы вариативные учебные курсы, отвечающие социальному образовательному запросу населения субъектов России, учитывающие региональную и местную специфику.

До настоящего времени в большинстве субъектов Российской Федерации именно в рамках регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта реализуется практически все национальное образование, преподавание языков, этнической истории и культуры народов России, учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и его аналоги, краеведческое и граждановедческое образование, курсы экологических и экономических знаний. Именно на использовании этих компонентов выстроена образовательная деятельность школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования в городе Москве и еще ряде субъектов нашей страны. Многие региональные государственные программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, профилактики наркомании и алкоголизма выстроены на основе использования в той или иной мере регионального и школьного компонентов стандарта.

Законопроект нацелен на ликвидацию всей этой образовательной деятельности. Посягая на национально-культурные права народов России, законопроект нарушает Конституцию Российской Федерации, противоречит принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, вызовет межнациональные и межрелигиозные конфликты в России, дестабилизирует федеративные отношения.

Законопроект устраняет возможность преподавания в школах учебных курсов по истории и культуре религий (православия, ислама, буддизма и иудаизма) на основе добровольности их выбора. Свыше 15 лет во многих субъектах Федерации такие курсы реализовывались именно в рамках регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта.

В ноябре 2006 года Общественная палата Российской Федерации высказала свою позицию по вопросу изучения в школе религиозной культуры. Предложения Общественной палаты, учитывающие мировоззренческое и культурное разнообразие российского общества, полностью проигнорированы разработчиками законопроекта.

В соответствии со статьями 15, 80 и 85 Конституции и статьей 33 Закона «О Правительстве Российской Федерации», просим Вас отменить внесшее этот законопроект постановление Правительства РФ как противоречащее Конституции Российской Федерации и международным актам о правах человека.

С уважением,

члены Общественной палаты РФ



© «Церковный Вестник», 2002-2008