Церковный вестник


№ 9 (358) май 2007 / Церковь и общество

Тайна любви Христовой

Каждый из православных христиан носит в своем сердце образ Церкви. В  нем соединяется многое: опыт молитвы и богослужебные традиции, история святости и образ своего духовника, родные очертания приходского храма и огромное пространство православной культуры. Для православных, принадлежащих к русской церковной традиции, образ Церкви не мыслим без России, хотя, конечно, и не ограничен только ей.

Двадцатый век многое в нашей жизни исковеркал и перепутал. Жить в России и ненавидеть ее — ее прошлое, ее достижения, ее людей, ее святыни — становилось обычным делом. Равно как и то, что по всей земле оказались разбросаны люди, любящие Россию, молящиеся за нее, страдающие вместе с ней.

Опыт российских новомучеников и их молитвы созидали не только церковное подполье в России на протяжении ХХ века. Церковное возрождение последних двух десятилетий — это духовный плод того же единого древа. Но Русское Православие оставалось до последнего времени разделенным. Сотни русских православных храмов в разных странах мира не имели евхаристического и канонического общения с православными общинами в России.

Схиархимандрит Софроний (Сахаров), покинувший Россию в начале 1920-х годов, на исходе ХХ века произнес пророческие слова: «Неведомый человеком в своей глубине промысел Бога дал Русской Церкви опыт исповедания и мученичества. Гуманизм марксистского типа был беспощаден в борьбе своей с верой в Бога, и никакая вера, никакая любовь не могли преодолеть озлобленности гонения со стороны большевиков. Русская Церковь пережила исключительное истощание в страданиях за имя Христово. И этот факт приводит к тому, что теперь перед Русской Церковью ставится вопрос о совершенстве, исходя из вечного закона духовного: полнота истощания предваряет полноту совершенства».

Эта полнота совершенства невозможна в разделении, в болезненном обособлении людей, не только исповедующих единую веру, но и открыто говорящих о своей верности Русской Православной Церкви. Мы много слышали и до сего дня слышим о разделениях, расколах, нестроениях. Порой кажется, что опыт примирения и воссоединения уходит из жизни современного человека. Как возможно найти силы для примирения, если миром правит порок, многократно усиленный средствами массовой информации?

Тем удивительнее сознавать, что праздник воссоединения наступает. Мы — его участники. Мы стоим на пороге чуда. И это не только радость, но и ответственность. Отныне мы снова будем вместе. Мы стоим на пороге тайны любви Христовой.

 

Внешние оковы агрессивного безбожия, долгие годы связывавшие нас, пали. Мы свободны, и это создает предпосылки для диалога, ибо именно свобода нашей Церкви от гнета тоталитаризма была тем условием встречи с заграничными братьями и сестрами, о котором неоднократно говорило священноначалие Русской Зарубежной Церкви. Сегодня нужно преодолеть горечь, раздражение, личную неприязнь… Со всей искренностью говорю: мы готовы к диалогу. Как только священноначалие Русской Зарубежной Церкви выразит такую же готовность, мы незамедлительно встретимся с его представителями для обсуждения того, что волнует их и нас.

Святейший Патриарх Алексий. Из ответа на обращение

участников «круглого стола» Конгресса соотечественников. 17 октября 1991 г.

 

Сохраненное в глубинах подлинное церковное единство нам следует явить. Тело Христово есть Церковь, и Таинство во всех таинствах есть одно — Тело Христово. На нас возложена ответственность: вопреки всем препятствиям, могущим встретиться нам на пути преодоления преград, раскрыть свои сердца для восприятия Божьего промышления о Церкви Своей.

Из послания Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, декабрь 2003 г.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://