Церковный вестник


№ 20(345)октябрь / Церковь и общество

Говорят участники фестиваля "Вера и Слово"

Протоиерей Александр Сорокин,
главный редактор журнала «Санкт-Петербургский церковный вестник»:

Поскольку большинство СМИ являются светскими, актуальным представляется выстраивание нормальных, рабочих взаимоотношений между Церковью, в лице той или иной епархии, и региональными СМИ. Сегодня о подобной планомерной и налаженной работе говорить не приходится. В частности, нужна организация профессиональных церковных пресс-служб для общения со СМИ. Это не просто внутренняя необходимость, а часть миссионерской деятельности Церкви. Этому нужно учиться, на это нужно тратить деньги.
Меня, как человека, которого никогда не учили журналистике, но вынужденного ею заниматься, интересуют исключительно профессиональные журналистские темы, а именно: какие журналистские жанры наиболее современны сегодня и применимы в церковной журналистике; в чем состоят наиболее действенные методы рекламирования и продвижения нашей журналистской продукции и т.п. То есть все то, чему должны учить на факультетах журналистики. Иначе говоря, ликбез.
Главная надежда и, как я полагаю, цель фестиваля — увидеть и услышать побольше людей, которые грамотно, остроумно, качественно и результативно работают на журналистском поприще, свидетельствуя о Христе.

Владимир Легойда,
главный редактор журнала «Фома»:

Одна из проблем заключается в том, что существует определенный конфликт между форматом средств массовой информации и содержательной стороной жизни Церкви. Очень сложно адекватно передать многие стороны жизни Церкви в формате средств массовой информации. Важно, чтобы журналисты это понимали.
Очень часто светские СМИ изображают жизнь Церкви как внутреннюю жизнь какой-то корпорации. Но Церковь — это не профсоюзная организация и не партия. Отсутствие этого понимания делает любые материалы о Церкви плоскими, даже в серьезных изданиях. Это было видно на примере обсуждения вопроса возможного воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Даже серьезные аналитические СМИ не справились с комментированием этого процесса, потому что они рассматривали это как вопрос установления дипломатических отношений между двумя государствами. Но здесь все намного сложнее и глубже, на мой взгляд.
Следующая проблема заключается не столько во взаимоотношениях Церкви и СМИ, сколько в природе современных СМИ в целом, которые сегодня живут с установкой «продавать скандалы». А в Церкви и в церковной жизни есть установка на позитив.
Есть и некоторые другие проблемы, о которых давно говорят. Например, отсутствие в светских СМИ людей, которые разбираются в том, как надо правильно ставить ударение и когда фамилию священника надо писать в скобках, а когда не надо. Но это проблемы, которые решаются дополнительным образованием. Это, я надеюсь, легко может быть преодолено.
Церковь сама о себе не должна создавать впечатление, как о такой закрытой корпорации. Церковь должна быть открытой и должна уметь говорить, в том числе и через светские СМИ. Вопрос эффективного использования СМИ в самом церковном обществе не до конца осознается как важнейшая проблема. Что храмы надо восстанавливать — это все понимают. Если бы все понимали, зачем нужны церковные СМИ, было бы легче.
Условно все СМИ можно разделить на три группы. Есть официальные церковные СМИ, которые должны информировать о том, что происходит в Церкви. Есть СМИ, которые заявляют, что они православные, как наш журнал «Фома», — но этим они невольно отсекают часть аудитории. И еще есть мечта, чтобы было больше изданий, которые могут и не объявлять, что они православные, но которые делались бы православными людьми и в которых не появлялось бы ничего такого, за что православному человеку было бы стыдно. Хотелось бы обсудить и так называемые «концептуальные православные издания», поскольку, на мой взгляд, уже пришла пора появления таких средств массовой информации. Еще хотелось бы обсудить вопросы более тесного взаимодействия разных СМИ, поговорить о том, как мы можем помочь друг другу в практическом плане, и снять, может быть, какие-то ненужные точки напряжения. Это то, на что фестиваль, собственно говоря, и направлен.

Евгений Мурзин,
главный редактор газеты «Мир всем» (издание Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями):

Если говорить о светских СМИ, то главной проблемой по-прежнему остается адекватность освещения в печатных и электронных изданиях событий из жизни Церкви, тех или иных аспектов церковной действительности.
Помимо этого, на сегодняшний день одним из ключевых вопросов является расширение охвата тем, освещаемых церковными СМИ. В идеале человек, который берет в руки газету или журнал, издающиеся под эгидой Церкви, должен черпать оттуда максимум информации о происходящем в стране и мире, оцениваемой, в отличие от ангажированных светских изданий, с христианских позиций.
Насколько мне известно, программа фестиваля продумана достаточно глубоко и затрагивает множество актуальных вопросов. Мне кажется, что одной из возможных тем, на которых следует остановиться, могло бы стать более тесное информационное партнерство церковных СМИ. Можно было бы подумать над проектом создания единого информационного центра с ограниченным доступом (только для представителей церковного медиа-сообщества), куда бы отовсюду (из центра, епархий, зарубежных приходов) закачивалась информация обо всех более или менее значимых событиях из жизни Церкви, аналитика, комментарии. Такой центр, помимо своей основной функции — служить глобальным источником информации, мог бы также обеспечивать устойчивые связи внутри православного церковного пространства, так чтобы представитель самой отдаленной епархии имел возможность в случае необходимости получить для своего издания реплику или комментарий высокого церковного иерарха или правительственного чиновника, находящихся в Москве. В свою очередь, региональные представительства этого центра предоставляли бы аналогичные возможности коллегам из Москвы и других епархий. Думаю в таком проекте были бы одинаково заинтересованы как центральные, так и епархиальные СМИ.
На фестивале я надеюсь расширить круг знакомств, получить профессиональную информацию и обсудить с коллегами возможности сотрудничества.

Священник Димитрий Карпенко,
заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег» (Белгород):

Я считаю, что самая главная проблема во взаимоотношениях СМИ и Церкви — это честность в освещении вопросов, связанных с общественными событиями и с событиями церковными. Причем эта честность должна быть обоюдной. Журналистами должно руководить не желание выгородить определенную партию или идеологию, а желание действительно отразить то или иное событие. Наши светские СМИ очень редко пытаются докопаться до истины и легко выдают какие-то внешние вещи за истину в последней инстанции. Церковным же СМИ свойственна такая стилизованная благоговейность, и это мешает ищущим людям воспринять то, что Церковь хочет до них донести.
На мой взгляд, основная задача Церкви на современном этапе — дать людям ключ к тому, чтобы научиться решать многие вопросы самостоятельно. Людей нужно научить самостоятельно принимать правильные решения, а не просто давать им какие-то готовые рецепты. Нужно, чтобы человек сам, на основании Предания Церкви, Священного Писания, опыта жизни отцов Церкви, мог ориентироваться в этом мире, мог сам давать ответы на возникающие перед ним вопросы. Каждый христианин должен в себе этот ресурс иметь.
Мы надеемся, что участие в фестивале позволит нам выйти на новый уровень, новый этап нашего присутствия в средствах массовой информации. Мы еще только учимся, поэтому хотелось бы встретиться с такими людьми, которые уже многое знают и понимают и могут поделиться с нами своим опытом.



© «Церковный Вестник», 2002-2008