Церковный вестник


№ 18 (319) сентябрь 2005 / Церковь и общество

Президент России на святой горе Афон

8 сентября 2005 года из официального сообщения пресс-службы Кремля стало известно, что Президент России совершит паломничество на Святую Гору Афон. На встрече с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом, состоявшейся накануне, Президент Путин выразил благодарность за возможность посетить Грецию и Святой Афон и особо отметил: «Сколько я себя помню, у нас в стране всегда был повышенный интерес к Греции, и он всегда был очень позитивный. Не в последнюю очередь так сложилось в силу наших духовных связей». В ответ премьер-министр Греции сказал, что обе страны связывают традиционно дружественные отношения. «Ваше посещение Афона станет еще одним символом нашей дружбы и сотрудничества», — подчеркнул Константинос Караманлис.

 

Паломничество Президента России на Афон весьма знаменательно, поскольку и сам глава государства лично туда настойчиво стремился, и был также некоторый политический фон. После того как посещение Афона Президентом Путиным уже дважды срывалось, возникло некоторое брожение в обществе, в том числе в среде верующих людей: дескать, не удается ему туда попасть — значит, что-то не пускает его (вспомнили даже пушкинское: «Богородица не велит»).

   

Препzтствия прежних лет

Первый раз в конце декабря 2001 года визит Путина на Афон не состоялся исключительно по погодным условиям. Надо признать, что опасения греков были весьма обоснованы, если вспомнить прошлогодний трагический случай с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII. В сентябре прошлого года, когда погода не предвещала никаких осложнений, вертолет греческой армии с Предстоятелем Александрийской Церкви потерпел катастрофу, в которой погибли все находившиеся на борту люди. 

Во время запланированного на декабрь 2001 года визита Путина на Афон разыгралась сильнейшая снежная буря. Такого Афона никогда не видели даже старожилы. Лавина снега обрушилась именно в тот день, когда в рамках официального визита Президента Путина в Грецию было запланировано посещение Афона.

Но есть и еще один нюанс: в 2001 году посещение Святой Горы Афон планировали в рамках официального визита в Грецию, то есть как бы между прочим. И когда организаторам резонно указали на то, что и болгарский царь Симеон, и британский принц Чарльз, и другие руководители европейских государств постоянно посещают Афон, но не в рамках каких-то официальных визитов, а целенаправленно, частным паломничеством, они взяли это на заметку.

Поэтому и прошлогодний и нынешний визит уже разрабатывались именно как паломничество Президента на Афон, а не в рамках обычного политического вояжа. И служба протокола Президента считается с теми особенностями, которые имеют место при посещении Святой Горы Афон. Каждый монарх или глава государства посещает историческую обитель своей страны в память о традиционном государственном ктиторстве над этой обителью. И если болгарский царь Симеон посещает Зограф — болгарский монастырь — и оказывает ему постоянную поддержку, если сербские государственные деятели посещают сербскую обитель Хиландар, то для русского монастыря, прямо скажем, пока такого ктитора нет.

Первый визит «по воздуху» не состоялся из-за метеоусловий, и прошлогодняя поездка планировалась уже «по воде», на большом десантном корабле Черноморского флота «Ямал», с разрешения Священного Кинота Афона. Известны случаи, когда власти Греции разрешали заход в территориальные воды Греции военно-морских кораблей России. Но проход по территориальным водам Афона имеет свою особенность: существует историческая граница вокруг всего побережья Святой Горы — 500-метровая зона безопасности, в которой запрещено пребывание мирских греков даже с целью рыбной ловли. Редчайшим событием стал заход в эти территориальные воды российского большого десантного корабля «Цезарь Куников», который по согласованию с греческими властями встал в июле 1999 года (впервые за последние десятилетия) на афонском рейде. Монахи Пантелеймонова монастыря Исидор и Максим перевезли на борт корабля почитаемые мощи святого апостола Андрея Первозванного, Святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Русского. В монастырь были переданы для молитвенного поминовения списки миротворцев-десантников, находившихся в Косово, а также высшего состава флота во главе с министром обороны. В сентябре 2004 года большому десантному кораблю «Ямал» с Президентом РФ на борту было также разрешено после выхода из турецкого порта Измир зайти в территориальные воды Афона, но эти планы изменили трагические события в Беслане.

В этом же году планировалось частичное перемещение Президента Путина на Афоне «посуху».  Исторически всегда существовала дорога по афонскому хребту через весь полуостров, заканчивающаяся на юго-востоке у горы Афон высотой 2026 метров. В византийское время она называлась «царской дорогой», а со времен турецкого владычества была переименована в «Беилидикос дромос» («барскую дорогу»). Это мощеная каменными плитами древняя трасса, от которой отходят тропочки к каждому монастырю. Главная дорога не только труднодоступна, но на ней случаются и совершенно непредвиденные происшествия, так что она небезопасна для паломников. Известно, что там гибли монахи, как погиб недавно ехавший на тракторе 25-летний монах Трифон из монастыря Эсфигмен.

   

Афонский церемониал

Безусловно, в наши дни оставляет желать лучшего сам по себе церемониал торжественной встречи, потому что за долгие десятилетия и даже века забвения утратилась сама память о государевых визитах на Афон. В прошлом веке многотысячная братия, выходившая на встречу членов императорской фамилии, удивляла даже греков.

В июле 1845 года, впервые за многовековую историю Афона, его посетил наследник русского престола великий князь Константин Николаевич. Уже одно имя этого представителя православной монархии вызывало ужас у суеверных турок, знавших о древнем пророчестве, что царь по имени Константин станет освободителем бывшей столицы Византийской империи от мусульман (не случайно турки под страхом смертной казни запрещали грекам называть христианских младенцев этим грозным именем). О торжественной встрече всеми насельниками Святой Горы Афон великого князя Константина Николаевича, прибывшего на пароходе «Бессарабия», сохранились восторженные воспоминания знаменитого духовного писателя Серафима (в схиме — Сергия) Святогорца. На всем пути следования от монастырской пристани, куда ступил под звуки военного оркестра русский царевич, до Успенского храма Пантелеимоновой обители устилался бесконечный ковер из зеленеющих лавров. Помимо монастырских церквей, великий князь Константин Николаевич посетил и рядовые братские келии, обитатели которых поднесли высокому гостю деревянные ложки своей работы. Ответным даром царевича стали присланные в 1847 году в Пантелеимонов монастырь святой потир и напрестольное Евангелие, а также печатные духовные книги, значительно пополнившие библиотеку обители.

В июне 1867 года состоялось второе посещение Святой Горы представителем российского императорского дома в лице великого князя Алексея Александровича, прибывшего также на пароходе «Великая княгиня Ольга». Для встречи высокого гостя на Афон прибыл турецкий военный корабль с помощником паши (губернатора) Салоник. На пристани Пантелеимонова монастыря была устроена арка и целый павильон из лавров, перевитых олеандрами, образующими великокняжеский вензель. Прямо от пристани до Святых врат монастыря, где великого князя ожидал настоятель обители, был на этот раз уложен ковер из красного полотна, весь осыпанный лавровыми листьями, по сторонам которого образовался живой коридор из многочисленной братии монастыря. Весь путь царевича сопровождал красный звон монастырских колоколов, радостно возвестивший святогорцам о прибытии великого князя Алексея Александровича. Об этом же возвестил великокняжеский вымпел, взвившийся над гостиничными покоями, отведенными царевичу (к сожалению, во время визита Президента Путина над русским монастырем не был поднят президентский штандарт и, как все последние десятилетия, реял лишь греческий флаг). Примечательно, что к своему визиту на Святую Гору великий князь Алексей Александрович весьма тщательно подготовился, предварительно изучив целый ряд афонских древностей по фотографиям известного исследователя Севастьянова. Столь же традиционным для представителя русского императорского дома стало посещение братских рядовых келий, которые Алексей Александрович пожелал видеть в Хиландарском монастыре в их ежедневной обстановке. Но самым запоминающимся в этом визите стало необычайное зрелище, которое развернулось перед глазами наследника престола российского — наш монастырь, весь этот огромный монашеский город, вдруг загорелся огнями. Это было невозможно представить, потому что электричество на Афоне и сейчас-то ограничено, до сих пор все работает от «движка», а уж в XIX веке и представить было невозможно, что весь монастырь загорится огнями иллюминации в наступающих сумерках. Зрелище поразило даже членов афонского Кинота, сопровождавших наследника. Но разгадка оказалась простой. Всего-навсего взяли всю коллекцию блюдечек, которые были в запасе в нашей трапезной, и расставили по периметру по верху парадных построек, по храмам, по братским кельям, на порте, а в блюдечки было налито масло и фитильки поставлены. И это произвело удивительное впечатление! На память о посещении русского монастыря великому князю Алексею Александровичу был поднесен список с чудотворной иконы св. вмч. Пантелеимона, которую царевич с благодарностью принял.

В архиве Русского на Святой Горе Афон Пантелеимонова монастыря сохранилась до наших дней уникальная рукопись «Порядок встречи Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, предполагавшейся в 1872 году». К данному визиту, как показывает изучение этого редчайшего документа, был тщательно разработан новый церемониал, отличавшийся целым рядом особенностей. Прежде всего был заново установлен чин колокольного звона, который должен был начинать большой колокол, а затем его сменял трезвон. В случае салютной стрельбы с парохода великого князя с берега непременно должны были салютовать в ответ «сардары (полицейские), вордунары и мастера». На берегу русского царевича должен был встретить крестный ход с хоругвями, крестами, иконами, выносными фонарями и ковчегами со святыми мощами, а весь путь от пристани до Святых врат украшался ковром. Интересно, что во время торжественной службы в Пантелеимоновском соборе великий князь приглашался занять архиерейскую стасидию, что достаточно красноречиво свидетельствует о сакральном статусе русского государя.

Если вспомнить историю, то высокое положение Пантелеимонова монастыря было обусловлено тем, что и Россию очень признавали на международной арене, и греки особенно почитали Российскую империю. И, надо сказать, что наш монастырь всегда занимал самые высокие места в двадцатке афонских монастырей (административное управление всем Афоном осуществляет Священный Кинот, куда избирается на год по одному представителю от каждого из 20 монастырей, а реальная исполнительная власть принадлежит Священной Эпистасии, состоящей всего лишь из четырех членов, в соответствии с делением афонских монастырей на четыре пентады — «пятерки»). Правом избирать прота — главу Святой Горы Афон — обладают лишь пять первых монастырей (сейчас это Великая Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат). Согласно Третьему Уставу Святой Горы 1394 года, Пантелеимонов монастырь занимал пятое место и у него было такое право, а в настоящее время русская обитель довольствуется предпоследним, девятнадцатым местом. Даже в Священную Эпистасию представитель нашего монастыря не может пройти, поскольку избираются лишь первые члены из каждой пятерки афонских монастырей. К сожалению, мы утратили свои места в Священной Эпистасии не в последнюю очередь из-за того, что Россия забыла о русском Афоне.

Это пагубное забвение привело к тому, что Русский на Святой Горе Афон Пантелеимонов монастырь утратил свою прежде ведущую роль, будучи при этом самым значительным по площади и занимая буквально ключевые позиции. Достаточно сказать, что к владениям монастыря, приобретенным великой ценой благодаря пожертвованиям буквально всего русского народа, относится целая область Хрумитса, где находился древнейший на Афоне монастырь архонтиссис Хромитиссис, упоминаемый в грамотах 980 года. Здесь проходит западная пограничная линия всей Святой Горы, и здесь же произрастает лучший на Афоне виноград, из которого приготовляют чудесное монастырское вино. Есть надежда, что визит главы Российского государства поможет Пантелеимонову монастырю подняться, занять должное место и в руководстве Афона.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://