Церковный вестник


№ 7 (284) апрель 2004 / Церковь и общество

Придет ли мир в Косово?

Трагические события, разыгравшиеся в марте 2004 года в Косово и Метохии, еще раз свидетельствуют о том, что незаживающие косовские раны по-прежнему кровоточат. Спустя пять лет после прихода в край международных сил попустительство в отношении албанских экстремистов обернулось новой трагедией для сербского населения и его вековых святынь.

В результате беспорядков и погромов, охвативших практически всю территорию края, только за два дня было убито по крайней мере 20 человек и 900 ранено. Сожжены более 560 сербских домов и 218 повреждены, в том числе дома вернувшихся сербских беженцев, на восстановление которых выделяло деньги международное сообщество. К 27 марта Рашко-Призренская епархия располагала данными о 35 православных церквях и монастырях, которые были полностью уничтожены или сильно пострадали в результате погромов. Многие храмы уничтожались вместе с православными кладбищами.

Наиболее показательна судьба древней кафедральной столицы Призрена, где 17—18 марта тотальному уничтожению подверглись все православные храмы и другие здания. К счастью, 16 марта представители Рашко-Призренской епархии предусмотрительно эвакуировали из города весь епархиальный архив, библиотеку и музейные ценности. Эвакуация была вызвана тем, что в скором времени защита церковных объектов в городе должна была перейти в ведение косовской полиции. Священнослужители неоднократно указывали представителям международной администрации на нежелательность подобной передачи полномочий, но никакой реакции не последовало. Теперь же осталось охранять только развалины и обгоревшие здания.

Вечером 17 марта толпа албанцев устремилась на заранее спланированную акцию по уничтожению всех православных святынь города. Сначала была сожжена духовная семинария свв. Кирилла и Мефодия. Жгли квартиры преподавателей, кабинеты, библиотеки и другие помещения семинарии, в которой в тот момент находилось восемь сербов. Обугленные трупы двоих из них были позднее найдены в сгоревших зданиях. Затем толпа двинулась к кафедральному собору св. вмч. Георгия. Храм был подожжен, а толпа набросилась на епархиальное здание. Охранявшие здание немецкие военнослужащие вывезли находившегося в нем протосингела Мирона Ковача на свою базу, в то время как албанцы подожгли здание епископского двора. Пока горели храм св. Георгия и здание епископии, группы погромщиков направились в сербский квартал. Немногочисленных сербов выводили из домов, издеваясь над ними и избивая. Представители косовской и международной полиции собрали оставшихся сербов и вывезли их на базу КФОР. Толпа продолжала беспрепятственно грабить и жечь сербские дома. Были сожжены церкви св. Недели, св. вмч. Пантелеимона, свв. Косьмы и Дамиана и древний храм Христа Спасителя. Одновременно другая группа албанцев напала на средневековый храм Богородицы Левишской и подожгла его. В огне погибли бесценные фрески, в том числе и древняя фреска XII века — Богородица со Христом.

По свидетельству очевидцев, представители международных сил нередко не оказывали никакого сопротивления погромщикам. Так, по сообщению братии Свято-Архангельского монастыря, «никто из немецких солдат не реагировал. Они даже не стреляли в воздух, никто не пытался встать перед толпой... На протяжении нескольких лет нам говорили, что они нас охраняют и обеспечивают безопасность монастыря. Теперь стало ясно, что монастырь сознательно предоставлен уничтожению, и что немцы готовы только спасти наши жизни».

То же самое произошло и с древним монастырем Девич.  Французские солдаты КФОР вывезли сестер обители, оставив монастырь на милость толпы. Представители КФОР пытались эвакуировать и насельниц монастыря Соколица, что неминуемо повлекло бы разгром и этой святой обители. Только решительное вмешательство епископа Рашко-Призренского Артемия предотвратило подобное развитие событий.

Во время встречи 23 марта в Грачанице с главой миссии УНМИК Харри Холкери епископ Рашко-Призренский Артемий потребовал, чтобы все виновники преступлений предстали перед лицом правосудия. «Этническая чистка впервые была проведена в непосредственном присутствии КФОР и УНМИК... под протекторатом ООН систематически изгоняют людей и уничтожают святыни», — заявил епископ Артемий. По его мнению, международное сообщество должно срочно выработать и сформулировать новую стратегию в решении проблемы Косово и Метохии. Силы КФОР должны на деле, а не на словах препятствовать дестабилизации в регионе. При этом Сербская Церковь должна иметь возможность восстановить все свои объекты. Церковь также настаивает на возвращении всех сербских беженцев, покинувших край начиная с 1999 года.

Епископ Артемий подчеркнул, что мартовские погромы 2004 года не должны заставить нас забыть о том, что происходило до этого на протяжении пяти лет с момента установления протектората ООН. Последнюю волну насилия, по мнению епископа, необходимо рассматривать в контексте осуществлявшегося долгие годы планомерного выдавливания сербского населения с целью создания этнически однородного общества.

Ответить на вопрос, когда же, наконец, придет мир в Косово, по-прежнему тяжело. Несмотря на то, что ряд международных представителей признали факт заранее спланированной этнической чистки, обольщаться по поводу скорого решения проблемы не стоит. Сейчас с уверенностью можно сказать одно: сербы, как и на протяжении всей своей многовековой истории, решительно настроены на восстановление, защиту и спасение своих национальных и религиозных святынь в Косово и Метохии.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://