Церковный вестник


№ 9-10 (262-263) май 2003 г. / Церковь и общество

Христианская миссия и славянская культура

Николай Макеев возглавляет миссионерский отдел с апреля 1999 года. “Когда меня владыка назначал, он подчеркнул, что миссионерский отдел и духовная семинария — а сам я из ее первого выпуска — должны быть в неразрывном единстве. Поэтому и студенты, и преподаватели семинарии, а также многие студенты и аспиранты Воронежского университета участвуют в нашей миссионерской работе”.

Воронеж — город студенческий, и потому Николай Макеев работает бок о бок с отцом Сергием Гришиным (молодежный отдел). “Думаю, мы добились хороших результатов в проповеди среди молодежи, — говорит Николай Макеев. — Кроме того мы постоянно работаем со школьными педагогами. Мы начали это еще в 1993 году вместе с отцом Андреем Изакаром, который возглавляет в епархии отдел по религиозному образованию к катехизации”.

— Николай, вы участвуете в научной конференции “Славянский мир”. Что бы вы выделили в качестве главной темы этой ежегодной конференции?

— Мне кажется, что главная угроза культуре в целом и славянской культуре в частности заключена в коммерциализации. Культура превращается в бизнес, становится предметом игры. Если говорить о славянской культуре, то со времен Кирилла и Мефодия в своих духовных основах она стоит на Церкви. Это единство культуры и Церкви сегодня как будто совершенно утрачено. Может быть, наше время и способствует бурному развитию коммерческой составляющей культуры. Но точка еще не поставлена, и я уверен, что славянская культура, как и вся культура, вновь укрепится на духовных основаниях...

— А чему непосредственно будет посвящено ваше выступление?

— Воронежским годам знаменитого деятеля Церкви архиепископа Серафима (Соболева). Его жизнь и труды пока очень мало изучены. Архиепископ Серафим в 1912 году был переведен из инспекторов Костромской духовной семинарии в ректоры Воронежской. Благодаря его усилиям, Воронежская семинария становится в короткие сроки одной из лучших в России. В августе 1914 года началась Первая мировая война, и уже через три месяца архимандрит Серафим освятил в Воронеже лазарет для раненых воинов, созданный трудами святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Иоанно-Богословское братство, созданное архимандритом Серафимом, оказывало помощь семинаристам, у которых погибли на фронте родные.

Особой страницей служения архимандрита Серафима (Соболева) в Воронеже стала его активная работа по подготовке к канонизации архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого). Обретение его нетленных мощей произошло 26 августа 1914 г. Император Николай II, посетивший Воронеж в декабре того же года, выразил надежду на скорое прославление великого и глубоко почитаемого народом подвижника в лике святых.

Послереволюционная судьба Серафима (Соболева) была трудной. В 1920 году в Симферополе он был рукоположен во епископа, а затем оказался в эмиграции в Болгарии. С 1927 года он оказался в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви и лишь в 1945 году возвратился под первосвятительский омофор Московского Патриарха, восстановив трагически прерванное каноническое общение. В Воронеже помнят о том, какой вклад архимандрит Серафим внес в церковную историю Воронежа. Об этом я расскажу подробно на конференции.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://