Церковный вестник


№ 4 (257) февраль 2003 года. / Церковь и общество

Болгарское государство признает роль и значение православия.

Новый закон «О вероисповедании», принятый парламентом Болгарии 21 декабря 2002 года, стал важным этапом развития церковно-государственных отношений в стране. Законопроект был поддержан правящей партией «Национальное движение Симеона II», названной в честь бывшего царя и нынешнего премьер-министра Болгарии,

а также президентом Болгарии Георгием Пырвановым. Митрополит Неврокопский Нафанаил активно участвовал в разработке закона как представитель Болгарской Православной Церкви. С ним беседует ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин.

— Ваше Высокопреосвященство, как Болгарская Церковь участвовала в разработке этого закона, и насколько он отражает реалии церковно-государственных отношений в вашей стране?

— Новый закон «О вероисповедании» был принят парламентом 20 декабря 2002 года, но прежде, чем законопроект был поставлен на голосование, в апреле 2002 года была создана рабочая группа. В нее вошли как депутаты парламента, так и представители различных конфессий. Первоначально было три законопроекта, и один из них рассматривался парламентом почти год. Так что задачей рабочей группы стало сведение трех текстов в один окончательный. Затем законопроект был вынесен на рассмотрение специальной комиссии по вероисповеданию при Совете министров и по правам человека, которая дает добро для второго чтения. Мне пришлось участвовать во всех заседаниях этой комиссии в качестве официального представителя Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

Да, затруднений и проблем было много. Прежде всего потому, что молодые религиозные движения — современные секты и харизматические группы — требовали, чтобы закон был максимально либеральным. И даже настаивали на том, чтобы в отношении религиозных организаций принцип государственной регистрации был полностью отменен. В результате договорились, что если кто-то не хочет регистрироваться, пусть не регистрируется. Если же община хочет получить официальное признание как религиозная организация и юридическое лицо, то ей придется пройти регистрацию.

Другая сложная проблема — раскольники. Они были приглашены представителями тех политических сил, которые поддерживали церковный раскол с момента его возникновения.

— Каким стал итог той дискуссии?

— Это закреплено в пункте 10 закона «О вероисповедании». Прежде всего, там говорится об особой роли Восточного православия для болгарского государства. Причем эта роль имеет не только историческое, но и актуальное значение для современной государственной жизни. Не менее важно, что православие представляет самоуправляющаяся Болгарская Православная Церковь, которая под именем Патриархии является правопреемником Болгарского Экзархата и членом Святой Единой и Апостольской Церкви. Она управляется Святым Синодом, и ее представляет Болгарский Патриарх, который является митрополитом Софийским.

Теперь Болгарская Православная Церковь — это юридическое лицо. Причем ее устройство и управление определяется ее собственным Уставом. Подчеркну, что новый закон говорит и о том, что сформулированные выше принципы не могут быть основанием для предоставления привилегий или каких-либо преимуществ. Другими словами, государство признает роль и значение Болгарской Православной Церкви, но это не значит, что она имеет привилегии перед другими религиозными организациями.

Для разрешения проблемы с раскольниками важен и еще один пункт: «Лица, которые к моменту ввода в действие этого Закона отделились от зарегистрированной государственной институции в нарушение утвержденного порядка по ее Уставу, не могут использовать идентичное наименование и пользоваться или распоряжаться ее имуществом». До последнего времени государственные органы отказывались регистрировать каноническую Болгарскую Православную Церковь на том основании, что под этим названием уже зарегистрированы раскольники.

— Какова была роль президента Болгарии в принятии этого закона?

— Со своей стороны, президент Болгарии Георгий Пырванов сделал все необходимое в рамках своих полномочий. В том, что закон принят, большую роль сыграло и правительство во главе с царем Симеоном. Парадокс, что сторонниками законопроекта стали, с одной стороны, партия царя, а с другой — социалистическая партия, то есть бывшая Коммунистическая партия Болгарии. Закон был принят именно благодаря тому, что они объединили свои усилия.

— Каким вы видите дальнейшее развитие событий?

— Правые партии, которые на самом деле являются либеральными, а не консервативными, готовятся обжаловать этот закон в Конституционном суде. Этого мы ждали и к этому готовы. Более того, мы надеемся, что это не повредит ситуации. Если они проголосуют против Церкви, то закон еще раз будет возвращен в Народное собрание, и мы начнем работу сначала. Скорее всего, будет оспариваться именно тот пункт о Болгарской Православной Церкви, о котором я уже говорил. Вокруг этого пункта — признания не только исторических заслуг Православной Церкви, но и ее актуальной необходимости сегодня, — уже год идут основные споры. Правозащитные организации — и местные, и европейские, и американские — убеждают, что таким образом Православная Церковь выторговала себе какие-то особые условия и блага. Хотя в тексте закона ясно сказано, что это не так, и равенство всех вероисповеданий особо подчеркивается.

Должен сказать, что сразу после принятия этого закона для всех стало очевидным единство раскольников со всеми сектантскими группами. И это было на благо Церкви: многим стало понятно, кто есть кто. Это был своего рода момент истины.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://