Церковный вестник


№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / Чтение

Нацистская Германия и Православная Церковь

20,08 KbВ последние годы один из самых известных и квалифицированных историков Церкви ХХ века Михаил Шкаровский работал в немецких архивах. Результаты его исследований публиковались отдельными статьями в исторических журналах. Каждая новая работа М.Шкаровского становилась научным событием. Шкаровский вводит в научный оборот колоссальный материал — это документы Третьего рейха, хранящиеся в архивах Берлина, Бонна и Фрейбурга.
Политика нацистов в отношении Православной Церкви распадается на два этапа. До вторжения в СССР высшее руководство Германии стремилось поставить под полный контроль РПЦЗ и сконструировать из приходов, подчинявшихся митрополиту Анастасию, полностью лояльную властям рейха «юрисдикцию».  На втором этапе нацисты полностью перестали учитывать РПЦЗ в своих геополитических планах. Священникам-зарубежникам было запрещено посещать оккупированные территории Украины и России и даже окормлять советских военнопленных в немецких лагерях.
М.Шкаровский показывает в своей работе, что в случае военной победы Германии Русской Православной Церкви «пришлось бы столкнуться с новым, третьим этапом нацисткой церковной политики. В РСХА и Партийной канцелярии разрабатывались планы постепенной ликвидации этой Церкви и создания новой псевдорелигии для занятых восточных территорий».
Исследования Шкаровского создают исторически достоверный образ поведения православных иерархов в условиях тоталитарных государств. Всем этим архиереям приходилось делать сложный выбор, вступать в контакты с властями, которые намеревались использовать православие в своих политических и военных интересах. Параллелизм очевиден — и в СССР, и в Германии секретные службы проводили многоступенчатую и изобретательную политику в отношении православия. Противостоять этой политике было чрезвычайно трудно. Сегодня, чтобы избежать поверхностных оценок действий иерархов по обе стороны фронта, требуются именно такие скрупулезные исследования, как новая книга Михаила Шкаровского.



© «Церковный Вестник», 2002-2008