Тихвинская икона Божией Матери в Риге
Среди прихожан Свято-Николаевского кафедрального собора в Вашингтоне есть группа старых рижан, которые с особым чувством следили за возвращением святой Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. Некоторым из них довелось встречать эту икону в Риге, когда она прибыла туда в 1944 году из Пскова. Мы публикуем воспоминания одного из очевидцев тех событий — Андрея Владимировича Герича. И это не просто воспоминания — нам необходимо отдать дань памяти и глубокой благодарности митрополиту Сергию (Воскресенскому), чей вклад в сохранение святыни был огромным, хотя это и не нашло своего отражения в публикациях последнего времени.
Андрей Герич:
В прошлом году я был в Риге, и митрополит Александр благословил меня поставить каменный крест на могиле митрополита Сергия (Воскресенского), Патриаршего Экзарха Прибалтики с 27 марта 1941 года и до смерти, который имел прямое отношение к судьбе чудотворного Тихвинского образа. Крест этот был поставлен в этом году от имени его почитателей.
В одном из рижских изданий читаем: «Гитлеровцами церковные святыни не расхищались. Исключением явилось изъятие Тихвинской чудотворной иконы, которая была найдена и перевезена в Псков, где находилась в немецкой комендатуре». Немцы привезли чудотворную икону в Псков, потому что там активно действовала Псковская миссия, созданная митрополитом Сергием.
Если бы не было Псковской миссии, то некуда было бы образ Божией Матери везти, а так он пробыл около двух лет в освобожденном от коммунистического владычества древнем русском городе Пскове, где перед ним молились тысячи русских людей. И в этом великая заслуга митрополита Сергия.
Но затем пришло время увозить чудотворную икону и из Пскова. Ее привезли в Ригу, где мы ее и встречали. Перед этим митрополит Сергий посвятил во епископа латышского священника Иоанна Гарклавса. Он стал епископом Рижским, и митрополит Сергий благословил его встретить чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
4 марта 1944 года икона прибыла в Ригу, а 29 апреля митрополита Сергия убили, и 4 мая два посвященных им епископа хоронили его как монаха.
Опека над образом досталась епископу Иоанну. Много позже, уже в Америке, владыка Иоанн сказал мне, что он не собирался уезжать, но немцы предписали ему уехать сначала из Риги в Либаву (Лиепая), а оттуда в Германию.
Из кафедрального собора икона бала переведена в рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь и сдана на попечение игумении Евгении (Постовской). К ней явились немцы и потребовали передать им икону, но мать игумения отказалась и отдала священный образ трем священникам, которые на рыбачьей лодке по морю привезли ее в Либаву к владыке Иоанну. С этого момента епископ Иоанн (Гарклавс) стал хранителем чудотворной Тихвинской иконы.
С 1945 до 1949 года он ездил с иконой по Германии, а потом перевез чудотворный образ в США. Все это время его сопровождал его приемный сын Сергий Гарклавс.
В 1956 году теперь уже архиепископа Иоанна назначали правящим архиереем с кафедрой в Чикаго. Этот город стал местом постоянного пребывания священного образа до его возвращения на родину.
В 1980 году архиепископ Иоанн ушел на покой, а в 1982 мирно почил в Бозе. Умирая, он завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу хранить икону до открытия Тихвинского монастыря, и тогда вернуть чудотворную чудотворную икону домой. И вот теперь отец Сергий вместе со своим сыном протоиереем Александром Гарклавсом выполнили завет покойного владыки Иоанна.
Заканчивая свой очерк, считаю необходимым молитвенно вспомнить двух архипастырей — митрополита Сергия (Воскресенского) и архиепископа Иоанна (Гарклавса), спасших чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери от безбожной власти. Вечная им память! Протоиерею Сергию Гарклавсу — самая сердечная благодарность за великое и богоугодное дело и низкий поклон.
И рядом мы публикуем небольшой рассказ очевидца о том, как в 2004 году рижане встречали Тихвинскую икону Божией Матери.
Леон Тайванс:
Молился часа четыре о своих грехах у Тихвинской иконы Божией Матери. Пришел в храм по приглашению владыки Александра вслед за Президентом В.Фрейберга и каким-то епископом со свитой. Другие-то стояли до двух суток в очереди. Народу было страшное множество.
Из уст знакомой татарки-мусульманки, там же бывшей, выслушал две удивительные истории обращения в веру двух ее знакомых мужчин.
Два католических священника стояли больше часа на коленях пред иконой. Два инославных архиепископа — лютеранский и католический — отстояли всю царственную службу и были в приподнятом настроении, видя обилие верующего народа, заполнившего обширную эспланаду вокруг церкви Рождества Христова. Я никогда не мог предположить, что латвийские русские проявят такое религиозное рвение. Литургию, казалось, служил не сонм епископов, а Сама Богородица.
Но знаменательно и другое. Перед службой речь по-латышски и по-английски произнесла Президент. Говорила, как всегда, без бумажки. Речь оказалась совершенной проповедью, в которой она вверила латвийский народ покровительству Тихвинской иконы Божией Матери. Откуда у нее правильное православное словоупотребление, ума не приложу. Английская речь была сказана экспромтом для американских гостей после просьбы владыки Александра, но и она была выдержана в правильных теологических выражениях.
|