Система духовного образования сближается со светской
11.08.2002
Учебный год закачивается, но выпуска в Московской духовной семинарии не будет. В этом году мы переходим с четырехлетнего на пятилетний срок обучения. Тем самым мы осуществляем один из важнейших этапов в реформе духовного образования. В дни Великого поста состоялось ректорское совещание, которое возглавил Святейший Патриарх, и на нем была дана стратегическая установка — готовиться к государственной аккредитации (см. МЦВ № 8, 2002). С этим связаны определенные опасения. Но входя в структуру государственного образования и получая аккредитацию, мы ни в коем случае не должны потерять традиции духовной школы. Наша реформа — и Святейший Патриарх это особо подчеркнул в своем выступлении — не революция, не разрушение того, что наработано. Реформа предполагает дополнение существующего образовательного цикла теми предметами и дисциплинами, которые подсказывает сама жизнь.
Сейчас назрела необходимость приблизиться по качественному уровню к светской системе образования. Мы считаем, что сближение со светской системой поможет нам использовать ее наиболее удачные наработки, сохраняя при этом наш опыт духовного образования.
Этот учебный год явился очередным шагом в стратегически важном направлении реформы нашего образования.
Скажу откровенно, что самими студентами поначалу без желания и энтузиазма было воспринято резкое увеличение программы по изучению древних и иностранных языков. Если по прежней четырехлетней программе эти языки преподавались только на третьем-четвертом курсах и уровень требований был не слишком высоким, то сейчас современный иностранный язык начинается практически с первого курса, со второго курса — латынь, с третьего — греческий, и требования, конечно, значительно выше. Но уже сейчас можно отметить, что в этой области у нас произошел определенный положительный сдвиг, особенно по древним языкам.
«Зачем в таком объеме изучать языки, когда мне как священнику не придется их использовать на приходе?» — говорили поначалу некоторые студенты. Но мы подошли к этому вопросу дифферен-цированно: усиленно преподавая языки на первых курсах, мы затем, при условии хорошей успеваемости, освобождаем студентов от этих занятий. От знания языков будет много зависеть и при поступлении в Московскую духовную академию. В этом году вопросов по поводу изучения языков у студентов практически не было. Причина ясна — студенты, которые активно изучают языки, уже увидели результат. А когда результат виден, тогда и оптимизма появляется больше. Я считаю, что это наше достижение.
Реформа духовных школ пока не затронула заочное отделение. Заочники — народ более занятый, и приезжают они только на короткое время. Заочный сектор у нас имеет общецерковный характер: здесь учатся представители буквально всех епархий. Поэтому принято решение сначала опробовать новую систему на стационаре, а потом, когда мы уже увидим результат, — а в следующем году семинария даст свой первый пятилетний выпуск, — мы будем переходить к реформированию заочного обучения.
Все новости раздела
|
|