Этот объемный 460-страничный труд (Минск, Братство в честь св. Архистратига Михаила, 2015, с электронным приложением на двух DVD) – плод 15-летних кропотливых научно-исследовательских изысканий музыковеда-кампанолога кандидата искусствоведения Елены Шатько, предпринявшей титанический труд первопроходца по систематизации, каталогизации и периодизации истории церковного звона в Белоруссии. Книга включает обширный обзор литературных источников и подробное описание методологии исследования, содержит данные по колокольному фонду белорусских православных церквей и судьбам колоколов в лихолетья прошлого века, знакомит с персоналиями сельских звонарей – хранителей местной колокольной традиции.
Украшение издания – оформленные в виде интервью и нотаций колокольных звонов (как традиционных, так и модифицированных) материалы личных экспедиций автора по белорусской глубинке. Несомненный интерес для звонарей вызовет богатый иллюстративный материал, содержащий, помимо 255 фотоснимков самых интересных белорусских колоколов и портретов звонарей, еще и графические эскизы характерных профилей колокольного литья.
«Приезжала в храм, брала благословение, поднималась на колокольню, надевала рабочий халат, просила ведро с тряпкой, лестницу и первым делом мыла колокола, - вспоминает автор монографии о своих рабочих буднях. – Да, представьте, что за 100-200 лет с момента их отливки многие из них покрылись таким слоем грязи и голубиного помета, что прочитать надписи невозможно».
К сожалению, обширный текст монографии не оказался свободен от некоторых недоразумений. Так, рассказывая о довольно болезненной проблеме не получившего окончательной общецерковной авторизации Звонильного (колокольного) Устава Русской Православной Церкви, автор замечает, что один из проектов этого документа, изданный в 2002 году в Москве, «через некоторое время был запрещен к распространению Синодальной комиссией Русской Православной Церкви» (однако не называет полностью эту комиссию и не дает ссылки на документ в соответствии с правилами справочного аппарата научных публикаций). Непривычна для российских звонарей и типология церковных звонов, которых в Белой Руси автор насчитывает всего три – «на сбор», «во вся» и «по душе» (в российских церквах при всем различии звонарской традиции исторически принято выделять четыре главных вида – благовест, трезвон, перезвон и перебор). Однако эти почти не заметные основному кругу читателей недостатки не смазывают общего позитивного впечатления от крайне своевременной и полезной для всей церковной полноты книги.