В Союзе архитекторов России состоялась пресс-конференция, посвященная старту открытого архитектурного конкурса «Проект Православного Храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом». Ее участники размышляли о целях конкурса, каким должен быть современный храмовый комплекс в жестких по площади условиях застройки, как стимулировать интерес архитекторов к храмостроительству, о значении архитектора в снижении остроты конфликтов, возникающих между жителями в местах застройки.
По словам главного архитектора Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Юревича, в настоящее время существуют объективные условия, ставящие архитекторов и заказчиков в непростую ситуацию: «Выделяемые под застройку участки в Москве всегда очень тесные, имеют сложную конфигурацию, примыкают к скверам или природным комплексам, в которые нельзя вторгаться. И у нас очень мало проектов храмов, которые бы учитывали эти условия». Поэтому сегодня на первый план выходит проблема типологии храма. Речь идет об интегрированных комплексах, включающих в себя как собственно храм, так и всевозможные вспомогательные помещения - и все это в одном здании в несколько этажей, т.к. возможности «простираться вширь» нет. «Заказ Церкви – создание именно приходского комплекса. Типичным примером может служить храм св.Иоанна Кронштадтского в Петербурге»,- подчеркнул отец Андрей.
Еще одна задача данного конкурса – вернуть храм на подобающее ему место как ведущего творческого элемента и в городском ландшафте, и в сознании архитекторов, убежден председатель совета по архитектуре Союза архитекторов России Владилен Красильников. «Этот конкурс позволит нам сделать очень важный шаг на пути к тому, чтобы храмостроение стало в нашем архитектурном сообществе по настоящему значимым и архитекторы создавали достойные образцы современной церковной архитектуры»,- отметил он.
При этом необходимо учитывать ошибки прошлых лет, когда все новые храмы, по мнению священника Константина Камышанова, делались почти под копирку- с Успенского собора Московского Кремля и Покровского собора на Красной площади. Вместе с тем, храм должен напоминать об истории нашей страны- «усиливать глубину исторического восприятия» элементами своей архитектуры и рассказывать о личностях, которым он посвящен, т.е. содержать идеологическую составляющую.
«Например, храм в честь Дмитрия Солунского, отдавшему свою жизнь за Христа, будет напоминать людям, что вера требует исповедания»,- говорит отец Константин. Он также уверен, что именно архитектор может понизить накал социального конфликта возникающий в противостоянии между сторонниками и противниками строительства храма, например, в парках. «Вам нужно гулять - получите прекрасную прогулочную зону вокруг храма, нужно отдыхать - вот обустроенная территория отдыха, а на территории храма есть детская площадка для игр детей. Разве вам хочется гулять по буеракам, где валяются шприцы, распиваются спиртные напитки, бегают бездомные собаки? Давайте изменим эту среду,- поясняет отец Константин. – И это может предложить архитектор, проектирующий храм и территорию вокруг него».
Кроме того, очень мало проектов, сделанных, что называется, "под ключ", по которым сразу можно было бы начать строительство, отметил председатель комиссии СА Россиии по культовым сооружениям Михаил Кеслер: "Например в прошлом году не один представленых на конкурс проект из-за разных недоработок для этого не годился. Между тем ФХУ проси, чтобы сделанные проекты были готовы к применению. А по факту получается, чтобы довести их до ума нужно еще полтора -два года. Ни один спонсор столько ждать не будет".
По мнению председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, строящего уже второй храм в Москве по «Программе 200», этот конкурс позволит создать «фабрику идей» в храмостроительстве, а также выявить заинтересованных в этом как отдельных архитекторов, так и целые коллективы, интересно мыслящие и готовые послужить своим талантом Русской Православной Церкви. «Задача архитектора сегодня найти грань или баланс между привлекательной архитектурой (в смысле привлечения людей в храм) тем, что вызывает у нас желание в нем молиться. У меня почему-то не возникает потребности молиться в хрустальном храме, хотя выглядит он очень оригинально», - говорит Андрей Анисимов..
Конкурс проводят Финансово-хозяйственное Управление (ФХУ) Московского Патриархата, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей.
Он продлится с 26 октября по 18 января 2016 года.
Цель конкурса: поиск и создание художественного образа православного храма с церковно-приходским комплексом. Конкурс призван выявить интересные проектные решения, которые в дальнейшем могут быть рекомендованы ФХУ к строительству во всех епархиях Русской Православной Церкви.
Общие сведения о конкурсе