В эпоху стремительного развития цифровых технологий возникает тревога за судьбу печатной книги. Есть ли у нее конкурентные преимущества или она проиграет в борьбе с новыми цифровыми изданиями? Скачать электронную книгу не сложно, достаточно зайти в сеть. И чем она популярней, тем проще её найти. Значит ли это, что через 15-20 лет напечатанная на бумаге книга исчезнет с прилавков как исчезли виниловые пластинки? И что можно сделать, чтобы этого не произошло? Об этом размышляли священники, писатели и издатели на круглом столе «Литература в цифровой цивилизации», который состоялся в Издательском совете Русской Православной Церкви.
Открывая мероприятие, митрополит
Калужский и Боровский Климент назвал как достоинства так и недостатки цифровых носителей художественной литературы. Открытость и доступность для потенциального читателя, широкая возможность представить свои произведения начинающим и малоизвестным авторам, возможность общения между автором и читателем с перспективой оценки, возможность провести апробацию заявленных литературных тем и исследовать их актуальность - такие плюсы видит митрополит Климент у цифрой книги. «Нельзя не сказать и о том, что сейчас все больше людей предпочитают слушать книги, это очень удобно. Практически в любой обстановке- даже в машине»,- отметил выступающий. Однако минусы, по его мнению в том, что гаджет не заменит зрительного восприятия текста на бумаге и собственной оценки слушателя. Аудиоформат не всегда способен донести интонацию, нюансы и авторский замысел произведения, о которых хотел сказать сам автор. Их подменяет оценка чтеца, сквозь мировоззрение которого, как сквозь призму, преломляется мысль писателя. Только печатный формат книги дает «полноту впечатлений от произведений и выходит на диалог с литературным замыслом писателя, и читатель получает возможность полноценно оценить произведение»,- считает митрополит Климент. В значительной степени это касается духовной и богословской литературы.
Однако с тем, что новые поколения предпочитают электронную форму книги печатной, не поспоришь. По словам писателя и литературного критика Дмитрия Володихина, сегодня средний тираж художественной литературы, несущей читателю духовно-нравственные ценности, составляет в лучшем случае 300-400 экземпляров. В этом контексте миллионный тираж книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — уникальный феномен.
Продать такой объем могут только церковные лавки и магазины. Если так пойдет дальше, то купить художественную литературу в печатном виде через 15-20 лет можно будет только там. Но как сегодня донести до широкой читательской аудитории те светлые, высокие идеалы, к которым призывает настоящая литература? По мнению Дмитрия Володихина: «Необходимо создавать «электронные церковные библиотеки», на которые церковные СМИ фокусировали внимание мыслящей аудитории. Чтобы выявить лучшие книги современных авторов для пополнения таких библиотек, Церковь может проводить литературные конкурсы в сети».
Между тем, писатель и священник Николай Агафонов считает, что «не нужно опасаться электронного формата книг. Каким способом мы донесем книгу до читателя, тот и хорош. Апостолы на проповедь ходили не буераками. А по проложенным римлянам дорогам, пользуясь современными, для того времени, достижениями».
Прототип полноценной христианской "электронной библиотеки" - это
"Христианской книжный клуб", открытие которого состоялось в конец 2014 года. По словам координатора проекта, ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина, это цифроаое издательство, онлайн-библиотека и социальная сеть для тех, кто любит читать. Там представлены книги и в свободном доступе, и фрагменты книг, по которым читатель может решить - покупать эту книгу или нет. Он предложил опубликовать произведения номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии на этом портале: «Надо объединять не только писателей, но и читателей, а также публиковать рецензии на православную литературу».
По мнению председателя Союза писателей России Валерия Ганичева у новых поколений отсутствует навык восприятия серьезной, глубокой литературы, которая в их глазах кажется скучной. Поэтому стоит задача возрождения вдумчивого отношения к литературе.
А ориентиром для них в мире современной художественной может служить Патриаршая литературная премия, отбирающая лучшие художественные произведения современных авторов с христианским мировозрением.
Но все-таки исчезнет печатный формат в художественной литературе? Нет - считает главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, потому что печатная книга — самый надежный вид носителя. До сих пор она переживала все глобальные катастрофы и войны. Не нужно также забывать, что если случиться глобальная цифровая катастрофа, то доступ к электронным носителям закроется. «Мой опыт говорит о том, что сетевая литература не существует отдельно от печатной, просто есть ее разные носители»,- говорит Андрей Василевский.
Интерес к печатной книге не исчезнет, если его поддерживать, убежден и митрополит Калужский и Боровский Климент. С этой целью Издательский совет проводит в регионах книжные выставки «Радость слова», на которых представлена лучшая классическая и современная художественная литература. И эти выставки пользуются большой популярностью у читателей в разных городах по всей России.
Митрополит Климент объявил также о начале второго сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне», в котором могут принять участие молодые талантливые авторы, учащиеся 6-11 классов. «Одна из тем, которые мы предложили молодым авторам на этот раз — это монастыри и монашество в русской литературе. Она связана с тем, что в 2016 году мы отмечаем 1000- летие русского присутствия на Афоне- сказал архиерей.- Конечно для молодежи это будет непросто, но по предыдушему конкурсу мы поняли, что ребенок способен изложить в литературной форме свои впечатления от посещения монастыря». Другие темы Конкурса остались прежними: «Священное писание как основа русской литературы», «Творчество писателей -классиков», «Духовное слово русской культуры» др. Все работы будут проверены на плагиат. В прошлом году на конкурс поступило 1363 работы не только из разных областей России, но и из Белоруссии, Казахстана и Украины. «Этот конкурс способствует развитию желания читать, развитию мышления, и росту интереса к русской литературе»,- заключил митрополит Калужский и Боровский Климент.