Вчера в Российском Православном Университете состоялась конференция «Скульптурные образы в контексте современной церковной культуры». Это событие, участие в котором приняли ведущие скульпторы, искусствоведы и богословы, стало, по сути, первым серьезным обсуждением современного состояния скульптуры православной тематики в нашей стране.
Монументальное искусство бурно развивается. Не остаются в стороне и скульптуры с христианским наполнением и смыслом. Вот лишь одно из последних информационных сообщений: в следующем году в столице появится памятник равноапостольному князю Владимиру, рабочая уже группа выбирает одно из возможных мест размещения (Лубянка, Поклонная Гора или Воробьевы Горы). Трехмерные изваяния святых, выполненные в камне или бронзе аналоги икон, композиции на библейские сюжеты все чаще встречаются на территориях обителей или у их стен, возле храмов, на городских площадях и улицах. При этом серьезной площадки для профессионального диалога, как и в каком направлении двигаться работающим в этой тематике скульпторам, до сих пор не было.
«В народе по отношению к православной скульптуре уже успели укорениться новые традиции. К примеру, молодожены любят приходить к памятнику святым Петру и Февронии, - говорит участница дискуссии завкафедрой Библейско-богословского института св. апостола Андрея кандидат культурологии Ирина Языкова. - А вот единого отношения к этим элементам городской среды общество еще не сформировало. Иногда у таких памятников люди банально выпивают. Иногда — крестятся на них. Допустимо ли это? В каких местах можно размещать подобные монументы, где от этого лучше воздержаться? Какими они должны быть? Допустимо ли выполнять в бронзе Пресвятую Троицу, повторяя в объемном варианте созданный преподобным Андреем Рублевым сакральный образ (как сделали недавно в Ярославле)? Конечно, сразу ответов мы не получили. Да мы на это и не рассчитывали. Наша конференция — приглашение к серьезному профессиональному диалогу, первая фраза в котором, кажется, удалась. Хотели бы мы привлечь внимание и священнослужителей. Ведь нередки случаи, когда небедный спонсор заказывает работу скульптору исходя из собственных предпочтений, а отказаться от подарка потом бывает неудобно».