Церковный вестник


№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / Комментарии

Налоговый кодекс: подведение итогов.

Принятие этого закона означает восстановление налоговых льгот для религиозных организаций, отмененных 1 января 2002 года. Тем самым устранено положение, при котором религиозные организации практически уравнивались с коммерческими. Действовавшая норма была явно несправедлива по отношению к традиционным конфессиям, которые существуют только благодаря добровольным пожертвованиям верующих.
Еще с конца 2001 г., в связи с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации, в Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы стали поступать многочисленные письма верующих граждан, обеспокоенных негативными тенденциями в законодательстве страны. Поскольку большинство писем и звонков исходило от архиереев, священников и мирян Русской Православной Церкви, а также потому, что на территории России Православная Церковь является наиболее крупной религиозной организацией, народные депутаты решили обратиться в Московскую Патриархию с просьбой выработать поправки к новому Налоговому кодексу. К марту 2002 г. Отделом внешних церковных связей Московской Патриархии совместно с Историко-правовой комиссией и Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» эти поправки были подготовлены.
В документе, в частности, предлагалось при определении налоговой базы не учитывать некоторые виды поступлений от религиозных организаций. К ним предлагалось отнести, во-первых, имущество (включая денежные средства) и имущественные права, поступившие без какого-либо целевого назначения в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения; во-вторых, поступления, полученные с указанием целевого назначения— на осуществление уставной деятельности религиозных организаций. Особого внимания заслуживает поправка, согласно которой физические лица — налогоплательщики вправе получать налоговые вычеты на сумму пожертвований, перечисляемых религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
Народные депутаты В.Зоркальцев, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Г.Кулик, В.Коломийцев и С.Шторгин внесли эти поправки на рассмотрение Государственной Думы. В результате почти двухмесячной работы все поправки, содержавшиеся в рабочем документе Русской Православной Церкви, были приняты. Этим, фактически, восстанавливалось положение, существовавшее до вступления в силу Налогового кодекса РФ, в соответствии с действующим Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
После того как 29 мая Совет Федерации одобрил внесенные Государственной Думой поправки в Налоговый Кодекс, состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Русскую Православную Церковь на нем представляли первый заместитель председателя ОВЦС архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, советник-юрист Московской Патриархии В.Калинин и юрист ОВЦС М.Ильичев. На заседании рассматривались вопросы, связанные с предоставлением религиозным организациям налоговых льгот. Комиссия также приняла решение разработать критерии отнесения аудио- и видеоматериалов, производимых и реализуемых религиозными организациями, к предметам религиозного назначения.
Вместе с тем многие церковные юристы считают, что действующие правила налогообложения могут быть существенно улучшены. В современном Налоговом кодексе отсутствуют положения, направленные на создание экономической основы для социальной, благотворительной и другой общественно-полезной деятельности религиозных организаций. Так, средства от реализации товаров, работ и услуг нерелигиозного назначения, полученные для их последующего направления на социальные, благотворительные и другие общеполезные цели, по-прежнему подлежат налогообложению. На эти цели могли бы направляться, например, поступления от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также иных товаров хозяйственно-бытового назначения. Серьезным подспорьем в общественно-полезной деятельности могли бы оказаться и доходы от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в других предприятиях, доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам и т.п. Для религиозных организаций может быть установлена упрощенная форма налоговой декларации в случае, если по истечении налогового периода у них не возникает обязательств по уплате налога.
В ряде регионов России налоговые органы предъявляют к религиозным организациям требования о необходимости уплаты налога с продаж. Упрощенное понимание позволяет трактовать такое распространение товаров и услуг как обычную реализацию. На фоне общего ужесточения фискальной дисциплины и либерализации экономики это может привести к существенному осложнению социального служения не только Русской Православной Церкви, но и других традиционных конфессий.



© «Церковный Вестник», 2002-2008